Как при критике избежать конфликта?

naim.ru logo

Начальнику, хочет он этого или нет, приходится иногда критиковать своих сотрудников. Мало того, указывать подчиненным на промахи руководитель просто обязан! Но эта обязанность является одной из самых сложных. Ведь такой разговор может перейти в ссору и перерасти в конфликтные отношения. Поэтому нужно подходить к подобным моментам достаточно серьезно и грамотно формулировать свои претензии. При правильном подходе можно обойтись без конфликта, а Ваш подчиненный сможет быстрее понять, в чем его просчеты. 

В идеальной ситуации Ваш сотрудник внимательно прислушивается к критическим замечаниям, задает уточняющие вопросы и исправляет свою ошибку. На самом же деле человек в подобных обстоятельствах часто пытается обороняться, не следит за своими словами, и нередко все это заканчивается конфликтом. Психологи знают, что при стрессе поведение людей достаточно шаблонно: они стараются «перетянуть одеяло на себя», то есть взять в свои руки контроль над ситуацией и одержать победу, причем все это происходит на уровне подсознания. Поэтому даже обычное обсуждение ошибок зачастую перерастает в настоящее противостояние. Кроме того, исследователи считают, что другой причиной конфликтов становится то, что многие слишком упрощенно оценивают поведение других людей, переоценивают личные качества, а влияние внешних факторов, напротив, принижают и не вникают в детали. Зачастую это происходит от недостатка времени.
 
Из-за этого начальники при подготовке к беседе не пытаются вникнуть в суть проблемы, а останавливаются лишь на одной, самой очевидной причине неудачи, отметая другие объяснения. Во время разговора руководитель даже не задумывается о том, что может поменять свое мнение, да еще и начинает навязывать подчиненному свое видение ситуации. Если Вы привыкли именно к такой модели, не так уж и важно, будете ли разговаривать с сотрудником деликатно или строго его отчитаете, вряд ли Ваша критика достигнет цели.
 
Если же Вы желаете научиться правильно критиковать и при этом добиваться нужных результатов, стоит учесть следующее. Во-первых, сотрудник будет спокойнее воспринимать критику в том случае, если он доверяет своему начальству и видит его доброжелательный настрой, чувствует, что шеф может его выслушать, что он дает объективные оценки происходящему, открыт к диалогу и готов прислушаться к возражениям. Во-вторых, чтобы отношение к Вам как к начальнику было именно таким, старайтесь не ставить заранее рамки. Если подчиненный почувствует, что Ваше видение ситуации ограничено, и Вы уже приняли какое-либо решение, вряд ли он посчитает Вас справедливым руководителем. А может быть, и вовсе решит, что Вы являетесь пристрастным человеком, да еще и пытаетесь заманить его в западню. Иногда, стараясь быть более деликатными, некоторые начальники начинают выражать свои мысли довольно пространно, однако это не приносит желаемого результата. Сотрудники не только не могут понять, в чем причина недовольства шефа, но и ощущают из-за этого угрозу в свой адрес.
 
Поэтому, если Вы действительно хотите стать хорошим критиком, старайтесь быть более внимательным и учитесь анализировать ситуацию. Вспомните, что Вы делали, когда последний раз указывали на ошибки своему подчиненному. Сейчас, взглянув на проблему со стороны, проще увидеть какие-либо свои просчеты. Может быть, напряжение в разговоре возникло из-за того, что Вы не были готовы к диалогу, а пытались навязать свое мнение?
 
При подготовке к следующей «сложной» беседе постарайтесь удержаться от желания все неудачи и промахи подчиненного объяснить лишь особенностями его характера. Обратите внимание на то, каковы условия его труда, от кого могут еще зависеть его действия и решения. Не останавливайтесь на первом же более-менее подходящем объяснении ошибки сотрудника, хотя, в принципе, и оно может быть правильным, проанализируйте ситуацию на предмет того, что еще могло бы быть причиной просчета. И, наконец, основной секрет «правильной» критики: по Вашему поведению должно быть понятно, что Вы - за открытый диалог и честное обсуждение.  
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение:

Владислава

Критика - это действительно очень важный и деликатный момент, особенно в случае неравноправия сторон. Крик, резкие замечания, упреки в некомпетентности сотрудника не принесут продуктивности в их деятельности. Правильнее всего озвучивать критику необходимо с похвалы, тем самым вы даете возможность понять критикуемому, что цените его успехи. Такой подход придает сил для исправления ситуации. Критика должна касаться конкретных поступков, а не иметь оценочную составляющую самого человека. Самое главное не только указать на недочеты сотрудника, но и найти пути решения.

Андрей

Почему-то ничего не говорится о критике начальника подчиненными. Ведь далеко не всегда шеф, хоть и стоит высоко на служебной лестнице, более умен и талантлив, чем его подопечные. И его действия порой небезошибочны.

Света

Конечно начальник всегда сильнее и это может стать проблемой в разговоре с подчиненным.Он даже может не заметить,как перейдет границу и разговор перерастет в конфликт.Поэтому не просто критиковать своего подчиненного.