Построение карьеры

Дресс-код как элемент корпоративной культуры

naim.ru logo

Внешний вид сотрудников обычно рассматривается как один из важнейших элементов корпоративной культуры. В последние годы в практике менеджмента дресс-коду придается большое значение. Однако в литературе, посвященной корпоративной культуре, этот вопрос практически не обсуждается. Попытаемся восполнить данный пробел, опираясь на многолетний опыт.

Можно выделить три различных по степени жесткости уровня требований к внешнему виду сотрудников.
 
1. Униформа — одежда единого цвета, фасона и покроя, обязательная для ношения всеми сотрудниками или их частью. Униформа выполняет в организации три основных функции.
 
А) Возможность быстрого опознания сотрудника фирмы среди массы людей. Униформа не зря впервые появилась в армии: там умение отделять своих от чужих является жизненно важным. В гражданской сфере данная функция является значимой в отраслях торговли и общественного питания: посетитель должен быстро определить, к кому можно обратиться по интересующим его вопросам. Со вкусом выполненная униформа одновременно позволяет потребителям различать сотрудников фирмы и формирует у них восприятие данной компании как солидной со всеми вытекающими последствиями.
 
Б) Достижение социально-психологического единства персонала. Одинаково одетые люди в большей степени ощущают свою причастность к общему делу. Указанная функция особенно актуальна для японского менеджмента, где социально-психологическому единству персонала придается очень большое значение.
 
В) Повышение трудовой дисциплины. Замечено, что сотрудник, одетый в униформу, становится более ответственным и организованным. Униформа напоминает ему, что он на работе, и работа в данный момент времени становится для него главной. В этой связи отмена школьной формы хоть и имеет важное гуманистическое значение, но, безусловно, сказывается на учебной дисциплине: не зря во многих гимназиях и лицеях, заботящихся о качестве образования, снова ее вводят.
 
Униформа бывает полная или частичная. Полная униформа применяется преимущественно в армии и правоохранительных органах, она регламентирует всю одежду от головного убора до носков. Частичная униформа предполагает обязательность лишь некоторых элементов одежды: пиджака, головного убора, шарфика. Все остальное оставляется на усмотрение работника.
 
2. Дресс-код — система официально установленных требований к внешнему виду сотрудников. Дресс-код предъявляет менее жесткие требования, чем униформа, слабее формирует чувство сопричастности. С функциональной точки зрения он направлен в первую очередь на повышение дисциплины у сотрудников и солидности фирмы в глазах посетителей. Дресс-код часто применяется в государственных учреждениях и обычно охватывает только персонал.
 
3. Неформальный дресс-код — система негласных, не утвержденных официально требований к внешнему виду сотрудников. Функция неформального дресс-кода сугубо корпоративная — обеспечение целевой и ценностной сплоченности сотрудников.
 
Нужно помнить, что применение униформы и дресс-кода имеет и существенные недостатки. Самый главный из них: униформа обезличивает людей, лишает их индивидуальности, снижает креативность сотрудников. Поэтому нецелесообразно ее использование в творческих организациях. Скажем, внедрение униформы в рекламном агентстве вряд ли повысит результативность труда его сотрудников, скорее можно ожидать снижения их творческой продуктивности.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: