Построение карьеры

Искусство изготовления камей

naim.ru logo

Говорят, процесс работы над камеей весьма похож на работу над рельефной скульптурой. Единственная ощутимая разница состоит в том, что камея очень маленькая. Стоит отметить, что до нас дошло немало камей, изготовленных ещё в греко-римскую эпоху. Кроме того, много камей было найдено археологами, занимающимися раскопками на территории современного Ирана, что говорит о широком их распространении в древней Персии. Вообще, в древности на камеи был большой спрос. Интересно, что в XIV-XV веках во Фландрии, Германии и Франции в производстве камей стали использовать перламутр. Известно, что эти маленькие украшения были в почёте при роскошном французском дворе. Использовали такие материалы, как панцири черепах, бивни животных, агат, янтарь, сардоникс и разнообразные морские раковины. Всё это вызывало очень большой интерес со стороны талантливых европейских ремесленников.

В эпоху неоклассики нахлынула новая волна интереса к античному искусству, и в XVIII веке мир пережил новый бум известности камей. С тех пор недрагоценные камни или раковины практически перестали использовать, а на их смену пришла обработка дорогих камней. Камеи, которые и так были весьма дорогим удовольствием, стали настоящей роскошью. Впрочем, настоящих мастеров ставало всё меньше и меньше. Сейчас они всё ещё есть, но их искусство стало элитарным. В наше время уникальное мастерство изготовления камей бережно хранят в двух городах: Торе-дель-Греко (Италия) и Идар-Оберштайне (Германия), где по-прежнему обрабатывают недрагоценные камни и морские раковины.

В мастерской мы можем наблюдать верстак, на котором расположено большое количество инструментов. Сначала мастер берёт в руки небольшую циркулярную пилу со специальным водяным охлаждением. Именно этой пилочкой аккуратно выпиливается основная часть раковины, которая будет использоваться в работе. После того, как с внутренней её стороны будут очерчены специальные контуры камеи, последует разрезание на заготовки. Обычно из такой раковины есть возможность изготовить одну крупную и две более мелкие камеи. Формы раковин или камней очень разнятся, а это значит, что только опыт способен подсказать мастеру, что именно может получиться из той или иной части материала. Для подготовки краёв заготовок мастер использует шлифовальный круг. Потом заготовка располагается на маленькую деревянную подкладку и точится с внешней стороны. Когда желаемая толщина достигается, мастер начинает делать карандашный набросок и приступает к процессу вырезания рельефа.

Для отделения ненужных частиц материала используется электрическая дрель с абразивным буром. На этапе, когда очертания изображения уже готово, начинается очень тонкая работа над его деталями.  Работа проходит с использованием большого количества штихелей – предельно острых режущих инструментов. Хорошо управляясь со слоями, мастер вполне способен изобразить даже несколько прозрачных платьев, вуалей, платков. После того, как кропотливая работа окончена, можно говорить, что камея готова.

Каких только рисунков не увидишь на прекрасных камеях! Красивый профиль человека или цветочный рисунок могут служить украшением для серёг или женских колец. Что касается более крупных камей, то их можно найти на кулонах. Рисунок на таких камеях бывает очень сложным. Встречаются даже копии классических произведений искусства. Есть и такие камеи, размер которых позволяет ставить их на специальные подставки или даже в рамки. Коллекционеры различают ценность камеи отнюдь не по тому, какие у неё размеры, а по тому, сколько труда было вложено в данное изделие и насколько искусным является мастер. Нет никаких сомнений, что сложный рисунок всегда будет цениться дороже простого.

Стоит отметить, что если существует непосредственная зависимость качества готового изделия от качества материала, то процесс изготовления камей не может быть автоматизирован. В данном контексте можно говорить и о том, что двух одинаковых камей быть попросту не может. Каждая камея уникальна и неповторима. Это настоящие миниатюрные шедевры, что только подчёркивает их уникальность.

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Новый мастер

24 окт 2012

Обсуждение:

Petr

Процесс трудоемкий, хотя бы потому, что не могут быть использованы автоматические приборов, все делается вручную.

turok

Любая авторская работа индивидуальна. Ценность её зависит от таланта мастера и той частички души что вкладывается в каждое произведение. А миниатюры это вообще отдельная песня. Рука должна быть твёрдой, глаз острым, о терпении и говорить нечего.

Елена

Для изготовления камей нужен талант, это настоящее искусство. Мастер должен проявить недюжинную фантазию, безупречные навыки тонкой работы, огромное терпение. Такой уникальный труд и должен оцениваться очень дорого.

igrokmf

Очень познавательная статья. Даже не думал, что такая сложная технология этого процесса. Но выходят очень красивые вещи.

Jason

Действительно такая работа не из простых, приходится все делать в ручную без помощи каких либо автоматических инструментов, но и оплачивается она хорошо ;)

Алёна

На счёт трудоёмкости Вы правы,но вот людей готовых купить эти маленькие шедевры ( оценив их по достоинству) практически нет...

Якущенко

Да... Спасибо за повышение уровня эрудиции! Это, наверно, и профессией не назовешь - настоящее искусство!