Построение карьеры

Как написать характеристику с места работы – образец документа

naim.ru logo


Ошибочно думать, что характеристика с работы больше не используется. И сейчас нередки ситуации, когда сотруднику требуется соответствующий документ, где будут указаны его профессиональные и личные качества. Поэтому руководителю и рабочим отдела кадров важно знать, как правильно ее написать, как оформить, что нужно не забыть указать.

Требования к стилю

Законодательных требований по написания характеристики или строгого образца нет. Общее правило – он должен быть написан в официально-деловом стиле и быть не формальным, для отписки, а отражать индивидуальность человека. 

Повествование ведется от третьего лица. Оно может быть как в настоящем, так и в прошедшем времени, в зависимости от того, работает ли у вас еще человек. Недопустимо предоставление заведомо ложной информации. Должна отсутствовать эмоциональная составляющая вне зависимости от содержания характеристики и вашего личного отношения к работнику. 

Для документа используется бланк организации или простой лист формата А4, на котором обязательно указываются реквизиты компании. Также здесь должны присутствовать дата написания, подпись и печать ответственного лица, подпись директора организации.

Содержимое характеристики с места работы и, соответственно, образец, по которому она пишется, напрямую зависит от ситуации, в которой она потребовалась. 

Для подачи в правоохранительные или другие госорганы при устройстве к ним на работу. Как правило, наниматель сам присылает запрос, чтобы понять, что из себя представляет соискатель. В документе нужно описать деловые качества бывшего работника: дисциплинированность, ответственность, исполнительность.

Для суда, военкомата, полиции, консульства, банка. Характеристика нужна для создания психологического портрета человека. Следует описать личные качества работника: его взаимоотношения с коллективом, честность, добропорядочность. Такой документ нужен для слушания дела о лишении родительских прав, во время процедуры оформления опекунства или усыновления, при призыве на военную службу, при одобрении кредитов, ипотеки и в ряде других ситуаций.

При прохождении врачебно-трудовой или медико-социальной экспертной комиссии. Такая характеристика на сотрудника заполняется на специальном бланке медорганизации. Особое внимание в документе уделяется условиям труда и характере исполняемых работ. Кроме руководителя компании здесь нужна подпись медработника, если он есть на предприятии. 

Для внутреннего пользования. В крупных компаниях характеристики от непосредственного руководителя используются при повышении сотрудника, переводе его на работу в другой отдел. Здесь указывается компетентность работника, его работоспособность, деловые и психологические качества. Еще одна причина для составления такого документа: характеристика для награждения. Она служит поощрением для отличившего сотрудника и дополнительным мотивационным фактором для всего персонала.

По месту требования. Запрос на написание характеристики подает сам работник для предоставления по месту учебы или при трудоустройстве. Пишется кадровой службой по стандартному образцу в положительном ключе. Рекомендательное письмо дает работодателю расширенную информацию о соискателе, дополняет резюме. Если запрос на характеристику был подан непосредственно нанимателем, то написание ее возможно только после официального согласия самого сотрудника.

Характеристика с места работы должна быть краткой, но емкой. Не надо описывать биографию сотрудника: только то, что касается непосредственно его работы в вашей компании, проявленные качества, успехи, навыки, знания, которые были полезны организации. Трудовые этапы и достижения с другого места работы указывать нельзя.

Документ составляется в двух экземплярах: один выдается работнику или по месту требования, второй остается в архиве компании.

В некоторых случаях может быть написана негативная характеристика с места работы. Она не дает никаких преимуществ при приеме на работу. Как правило используется в суде для подтверждения предъявленных обвинений. Любые представленные в ней факты должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Содержание характеристики

Характеристика с места работы начинается с названия документа, его номера. В усредненном виде он состоит из трех частей.

1. Общие сведения. Здесь указывается такая информация о работнике как: его фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, образование, трудовой стаж, семейное положение, прохождение воинской службы, научные или иные звания. Если характеристика пишется не на готовом бланке фирмы, здесь же указываются полные реквизиты компании.

2. Информация о трудовой деятельности. Тут должно быть следующее: дата трудоустройства и увольнения, данные об исполняемых обязанностях; сведения о повышениях или понижениях в вашей организации; пройденные за время работы курсы повышения квалификации, тренинги, курсы; профессиональные навыки; достижения, награды, дисциплинарные взыскания с обязательным указанием их причин. Можно указать выполненные работником проекты, крупные задачи, решенные им. 

3. Личные качества. Этот пункт содержит сведения о профессиональных навыках, личных качествах, имеющих непосредственное отношение к работе (ответственность, пунктуальность, исполнительность, организованность, трудоспособность, коммуникабельность и другие), взаимоотношениях в коллективе.

Кроме основных моментов работодатель по своему усмотрению может добавить отдельные пункты. Например, в графе «физиологические особенности» указать противопоказания к выполнению определенных рабочих обязанностей. Могут быть расписаны определенные жилищные или социальные условия: уход за пожилыми родственниками, наличие ребенка-инвалида и другие. Иногда вносится информация о наличии или отсутствии судимостей, вредных привычек.

В конце указывается цель написания документа. Например, для предъявления по месту требования, для прохождения медико-социальной экспертной комиссии и так далее. 

Подпись ставит непосредственный руководитель или работник отдела кадров, а также директор компании и, при необходимости, медицинский работник. Ставится печать организации, дата подписания документа. 

Содержание характеристики с места работы не нуждается в обязательном согласовании с сотрудником, на которого она была написана. Исключение – подготовка к аттестации. Если работник не доволен составленной на него характеристикой, ее можно обжаловать в суде или через апелляционную комиссию. 

Примеры документов

Структура и содержание напрямую зависят от места предоставления характеристики с места работы и занимаемой должности. 

Образец для подачи в органы правоохранения.

Характеристика с места работы в полицию

Выдана Милюхину Михаилу Михайловичу 1978 г. р., работающему в ЗАО «NNN» с 29 февраля 2012 года по настоящее время на должности водителя-экспедитора.

Милюхин имеет средне-специальное образование по специальности «Автослесарь».

Женат, отец троих детей дошкольного возраста.

За время работы в ЗАО «NNN» Милюхин М.М. проявил себя ответственным, грамотным сотрудником, исполнительным, обязательным. Инициативен, предприимчив. С легкостью находит решения сложных задач. В коллективе пользуется уважением, сдержан, прислушивается к чужому мнению, заслужил доверие руководителя.

В конфликтных ситуациях замешан не был, к административной или уголовной ответственности не привлекался. Взысканий по работе не имеет. Был награжден как самый исполнительный сотрудник в 2017 году. 

В непосредственные должностные обязанности Милюхин М.М. входит постоянное использование автомобиля, поэтому прошу не лишать его водительских прав, заменив данную меру наказания денежным штрафом. 

Генеральный директор ЗАО «NNN» Кузнецов К.К.   подпись, дата.

Здесь акцент делается на ответственности работника, расположении к нему руководителя фирмы.

Образец для директора может выглядеть так.

Реквизиты фирмы

ХАРАКТЕРИСТИКА

на Иванова Ивана Ивановича 1970 г. р.

Имеет высшее образование по специальности «Менеджмент машиностроительного предприятия».

Женат, имеет двоих детей-школьников.

Исполнительный директор ЗАО «ХХХ» с 1 января 2000 года по 1 января 2019 года.

Заместитель председателя правления ЗАО «ХХХ» с 1 марта 2005 года по 31 января 2010 года.

Председатель правления ЗАО «ХХХ» с 1 февраля 2010 года.

За время руководства ЗАО «ХХХ» Иванов Иван Иванович проявил опытным руководителем, продемонстрировал высокий уровень владения методами управления предприятием и применения их на практике. Рационально использовал ресурсы предприятия, перенаправляя их таким образом, чтобы получить максимальную выгоду для компании. Использовал стратегические подходы к решению текущих дел, заботясь о перспективах развития предприятия и совершенствовании рабочих процессов. Предвидел возможные кризисные ситуации и своевременно разрабатывал комплексы мер по их предотвращению. 

За период работы ЗАО «ХХХ» под руководством Иванова И.И. возросли финансовые показатели и были созданы все условия для дальнейшего перспективного развития.

В 2017 году был награжден дипломом «Лучший руководитель отрасли».

В период с июня по декабрь 2018 года прошел курсы «Эффективное планирование в условиях расширения предприятия».

В коллективе из 300 человек пользовался заслуженным авторитетом и уважением. Предъявлял высокие требования к себе и подчиненным, сглаживал конфликты между сотрудниками, эффективно организовывал работу коллектива в целом. Внимателен к нуждам персонала. 

Административных взысканий и вредных привычек не имеет.

Характеристика выдана для предоставления по месту требования.

Начальник отдела кадров Семенов С.С.  подпись, дата.

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение: