Построение карьеры

Причины скрывать неприятности от начальника

naim.ru logo
Очень часты такие ситуации, когда по тем или иным причинам подчиненные желают не говорить своему начальнику о проблемах, возникших в работе. И если бы это не наносило фирме вред, тогда разговор бы был немного другим, но… Но последствия от безответственных действий могут быть самые непредсказуемые!
 
Давайте же поговорим об этом и попытаемся выяснить причины.
 
Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю
Если Вы думаете, что слово «ложь» можно перефразировать на словосочетание «сокрытие неприятной правды» и его суть от этого измениться, то смеем Вас заверить, что это далеко не так! Вы всего лишь выбрали более политкорректное обозначение этому неприятному явлению.
С детства каждого человека его родители учили, что врать – это очень плохо, а потому и отношение к нему уже тогда сформировалось крайне негативное.
С другой стороны было бы не лишним признать, что склонность обманывать в человеке заложена природой точно также, как и другие, «более» полезные навыки, важные для выживания во враждебной среде.
Согласно данным проведенных исследований стало понятно, что среднестатистический человек, по какому-то не было поводу, лжет приблизительно семь раз в день, причем если говорить о бизнесе, то тут достаточно было бы просто принять данный факт во внимание.
Дмитрий, как только окончил ВУЗ, сразу же нашел себе неплохое место работы, причем в крупной брендовой компании.
Парень, будучи очень смышленым и толковым, быстро шел вверх по карьерной лестнице и уже совсем скоро из самого просто рядового сотрудника вырос до руководителя крупного департамента.
Дмитрий от природы был очень принципиальным и, что самое главное, честным человеком, а потому и все свои внутренние установки пытался проецировать на сотрудников. Например, ему даже и в голову не могло прийти, что кто-то из сотрудников компании может умышленно наносить ей же финансовый ущерб, а потому и не хочет верить в то, что его подчиненные тоже принимают непосредственное участие в этих денежных махинациях, даже не взирая на то, что на этот факт ему неоднократно намекали коллеги из смежных подразделений.
Конечно же, рано или поздно все тайное становиться явным, а потому и данный момент открылся, только вот уже было слишком поздно: большинство сотрудников  данного департамента основательно подготовились к уходу в совершенно другой сектор рынка, при этом запасшись весьма неплохой финансовой «подушкой».
Психологи поясняют: мало кому нравиться выслушивать неприятные вещи, а потому они предпочитают делать вид, что ничего не слышат, ничего не видят и не говорят, лишь только бы душевный внутренней баланс не нарушить.
Вот только, если такую схему применять к бизнесу, то подобное сокрытие правды можно сравнивать с «ударом в спину». Если начальник выбрал эту политику, то она может впоследствии нанести благополучию сотрудников гораздо куда уж больший ущерб, чем изначальное острое обсуждение данного вопроса и принятие радикальных решений.
 
Молчание ягнят
Так о чем же именно так боятся своевременно сказать своему руководителю подчиненные? Практика показывает, что зачастую та самая неприятная правда касается проблем, которые связанны с проколами персонала в производственных и технологических процессах.
Вот, например, на одной фирме постоянно срывались сроки поставок заказов, а потому клиенты были этим недовольны, но вот факт их разочарованности в услугах данной компании надежно скрывался от начальства.
Результат таков, что фирма не только своих новых заказчиков лишилась, но и свою репутацию окончательно разрушила.
Но это еще мелочи по сравнению с тем, насколько щекотливые случаи происходят.
Менеджер одной крупной компании, успешно занимающейся выпуском кровельных материалов, и в том числе тех, которые делаются по уникальной технологии, прознал, что на рынке появился еще один такой же «бизнесмен», который разработал новинку, причем не просто аналогичную собственной продукции фирмы менеджера, но еще и по более низкой цене. Посчитав, что данного индивидуума нельзя считать за конкурента, менеджер решил не докладывать о нем своему начальнику.
Но вот спустя всего парочку месяцев, благодаря запушенной отличной рекламе, новинка конкурента стала очень популярной, причем даже среди нескольких постоянных клиентов фирмы менеджера…
Психологи утверждают, что насколько бы правда горькой ни была, она является необходимой, причем как для сотрудников, так и для их начальства.
Причина кроется в том, что для принятия тактических и стратегических решений, направленных на искоренение проблемы, бывает порою очень важно именно получить исчерпывающие сведения о том, какая реально ситуация сложилась на рынке.
При всем надо отметить, что за сокрытием информации от босса далеко не всегда можно найти чей-то злой умысел.
Очень часто сотрудники настолько уверенны в своих собственных силах и непобедимости, что надеяться на то, что они сами смогут справиться с надвигающейся или возникшей проблемой.
Причину очень многих неприятных процессов, которые связанны с замалчиванием или утаиванием информации, всегда стоит искать не в каких-то там  внешних обстоятельствах, а внутри самой фирмы и в той структуре взаимодействия, которая существует в отношениях руководства и подчиненных.
Например, очень часто используется такая схема, которая позволяет сотрудникам не давать никакого формального отчета о проделанных делах до тех пор, пока их об этом не спросят прямо. И на вполне закономерный вопрос начальника о том, почему это ему раньше не доложили о проблемах, подчиненные отвечают, что, мол: «Вы ж не спрашивали»…
Вот и получается, что формально придраться тут совершенно не к чему.
Эксперты уверенны в том, что если уж негативные сведения всячески скрываются от начальника, то это говорит только о том, что он не смог вовремя втолковать подчиненным, в каких же именно случаях его необходимо незамедлительно информировать и что в возглавляемой им фирме нет никаких четких процедур контроля за деятельностью работников.
 
Самые распространенные причины скрывать правду
Это раньше такое было, что тому человеку, который принес плохую весть, отрубали голову, но сейчас-то совсем другое время, так что и лишиться своей самой ценной части тела от руки начальника наврядли кто-то сможет.
Вот только, разве что ябедой можно стать в глазах коллег, а такой участи тоже никто не желает.
Играет принцип тут такой, что пусть лучше кто-то другой придет к шефу и скажет о неприятностях, но не от меня. Особенно это актуально для тех коллективов, где процветает круговая порука или все работники держаться против своего начальника.
Также одной из причин можно назвать самоуверенность. Просто некоторые сотрудники уверенны в том, что они сами смогут справиться с критической ситуацией, но такой вот подход – это игра на грани фола.
Некоторые уверенны в том, что если они что-то скажут боссу, то попросту рискуют утратить его профессиональное доверие, но это по большей части характерно для тех компаний, где за самую малейшую провинность наказывают штрафами или выговорами, вплоть до понижения в должности.
В тех организациях, где просто не принято проявлять в кругу коллег и уж тем более перед начальником повышенную инициативу, сотрудники надеяться на то, что возникшая проблема как-то сама собою рассосется.
 
Поговорим о том, какому же руководителю чаще врут?
В немилость подчиненных попадает тот босс, который:
- очень жесткий и склонен наказывать всех за самый малейший промах;
- не хочет учиться правилам, включая и правило негативной обратной связи, то есть, например, предпочитает устраивать «разбор полетов» не тет-а-тет, а публично;
- поддерживает с подчиненными только формальные отношения и не пользуется у них достаточным уважением;
- своим поведением подает негативный пример, от чего те сознательно или  же бессознательно копируют стиль своего руководителя.
 
«Этого просто не может быть!»
Глава российского представительства крупной фармацевтической компании Оксана Николаевна получила от высшего руководства из Европы задание, которое заключалась в организации международного семинара по новым препаратам.
Заранее предполагалось, что проходить он будет на Кипре, причем в отеле исключительно класса «luxe», а принимать участие в нем будут только самые ключевые клиенты и стратегические партнеры данной компании из разных стран.
Оксана взялась за содержательную часть предстоящего семинара, но ей все же нужно было еще выбрать того человека, который бы взял на себя хлопоты, которые связанны с технической организацией этого мероприятия и приемом гостей. Такие полномочия в итоге были делегированы Максиму - исполнительному директору, так как он уверял, что отлично знает Кипр и имеет там очень полезные связи, и это не учитывая его опыта.
Как оказалось, парень просто преследовал свой собственный интерес – контракт он заключал со «своей» турфирмой, за что получил очень солидный денежный бонус.
Стоит отметить, что очень многие знали об этом, но вот почему-то не решались сдать коллегу Оксане Николаевне.
Вот это молчание продолжалось даже тогда, когда уже все поняли, что «своя» фирма предоставляет услуги очень низкого качества по высокой цене.
Понятно, что потом женщине пришлось очень долго объясняться со своим непосредственным европейским шефом за все эти услуги класса «luxe».
Когда же стали копать вглубь, чтобы дорыться до правды, то возник вопрос, от чего это все молчали, если знали о том, что Максим действует для своей выгоды. Все как один заявили, что боялись сдать коллегу, не имея никаких подтверждений его вины.
Конечно же, это очень неприятно, когда человеку говорят о чем-то крайне негативном, так как такая информация воспринимается плохо. Естественно, что если начальник разумный и умеет слушать и анализировать, то задача значительно упрощается, но все же, даже в такой ситуации необходимо подготовить почву для того, чтобы говорить что-то неприятное. Но даже этого мало: подчиненные будут готовы сказать неприятную правду только в том случае, если со стороны начальника будет полная готовность адекватно воспринять сказанное.
 
Конечно же, от промахов и ошибок никто не застрахован, но если уж так получилось, то подчиненные должны набраться смелости и рассказать боссу об этом, взяв ответственность на себя, если, конечно же, решение данной проблемы зависит именно от данного конкретного работника, а иначе…
 
Помните об этом и не скрывайте правду, какой бы неприятной она не была!
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение:

pavel

Я согласен с тем, что проблему надо решать сразу же, как она дала о себе знать. Откладывать на потом - только усугублять положение.

BonaKur

Сказать начальнику о неприятностях, всегда страшновато, но что-то предпринимать надо для их устранение, и первым шагом является посвящения начальства.

dasvan

Тайное всегда становится явным, это закон. И рано или поздно начальник узнает о вашем обмане, лучше признаться сразу и постараться исправить ситуацию.

Сергей

Гонцу принесшему неопрятные известия на Руси рубили голову. традиция отчасти жива. отсюда и страх. Совершенно неконструктивный.

Денис

Мне кажется, что основной причиной того, что подчиненные скрывают реальный ход дела от начальника лежит в страхе. Начальник, не разобравшись с делом, начнет рубить головы. Вот сотрудники и надеются, что ситуация разрешится сама собой.

Марина

А смысл скрывать проблему, все равно она вылезет рано или поздно. При чем, очень мелкая проблема может вырасти до размеров "слона" и причинить фирме массу неприятностей.

Сергей

Тут всё дело, думаю, в начальнике. Вернее, в той атмосфере, которую он создал внутри фирмы. если отношения построены на страхе наказания, то подчинённые будут иметь все основания скрывать правду. Если существует доверие, то скрывать правду нет смысла.

Алексей

Рано или поздно все становится известным начальнику, поэтому нет смысла скрывать свой проступок. Лучше все рассказать, пока фирме не был нанесен вред.