Рынок труда

Рейтинг раздражителей для соискателей и претендентов

naim.ru logo

Попробуем составить некий общий рейтинг раздражителей рекрутеров в претендентах на вакантные места:

Непунктуальность
 
Самый грозный бич рекрутера — это опоздания кандидатов. День сотрудника кадрового агентства расписан буквально по минутам, кандидаты же частенько вовсе не спешат на встречу. Многие из них даже не удосуживаются оповестить рекрутера об опоздании. Иногда соискатели вообще не являются в назначенное время, а в ответ на его звонки могут не брать трубку. Или еще похлеще — отключают телефон. Рекрутеры в подобных случаях беспощадны: они немедленно заносят безответственного претендента в черный список и больше никогда с ним не сотрудничают. Непунктуальность — по сути, синоним безответственности: всякое бывает в жизни – передумали отправляться на собеседование, нашли работу, какие-то непредвиденные обстоятельства – но всегда можно позвонить и предепредить об этом. И дело тут больше даже не в банальном личном раздражении, а в резонном опасении, что кандидат и к работе будет так же безответственно относиться – прогуливать, опаздывать и прочее. Солидные же кадровые агентства заинтересованы не столько в том, чтобы «заткнуть дырку», сколько в том, чтобы обратившийся к ним работодатель остался доволен и предоставлял новые вакансии.
 
Внешний вид
 
Второе место в рейтинге раздражителей занимает неразлучный дуэт — неряшливый внешний вид и неприятный запах. Как это ни удивительно, но довольно многие соискатели в нашей стране не утруждаются стиркой одежды и даже не моются перед важными для них собеседованиями. Причем, нередко претендент-неряха, в ответ на настороженный вопрос рекрутера, в состоянии ли он одеться в соответствии с правилами делового этикета, утвердительно кивает головой и заверяет рекрутера: «Разумеется, умею! На собеседование к будущему работодателю я приоденусь по высшему разряду». Почему-то претендент забывает, что рекрутер глядит на него глазами того самого работодателя или еще строже. К слову сказать, шорты, майки и кеды, пусть даже опрятные и чистые, также не вызывают особого восторга в кадровых агентствах. Ведь внешний вид человека о многом говорит, это уже минус в характеристике конкретного соискателя. И в данном случае ничего личного! Хотя бывают и случаи, когда внешний вид претендента должен соответствовать предлагаемой должности, которую он хотел бы занять. Если человек претендует на работу оператора call-центра или web-дизайнера, он может себе позволить достаточно креативную одежду. Будь он хоть с красными косичками и в разноцветных шортах, все равно его деятельность не предполагает особого визуального общения со своими клиентами. Но рекламисты или, к примеру, пиарщики просто обязаны уметь произвести впечатление при встрече со своими клиентами, и это свое умение должны продемонстрировать на собеседовании — это ведь входит в их профессиональную компетенцию!
 
Высокомерие
 
Надменные собеседники не понравятся любому, рекрутеры – не исключение, они их очень не любят. Заносчивое поведение претендента и произнесенное им свысока «да что Вы понимаете!» моментально раздражает специалиста по набору персонала и ощутимо снижает шансы претендента на успешное трудоустройство. И даже тот факт, что претендент тридцать лет отработал директором, не будет ни в коей мере для него оправданием. Высокомерие может быть терпимо лишь в редких случаях, если его обладатель – хороший специалист. Тут уж рекрутер вынужден все вытерпеть, и отправить его к будущему работодателю вне зависимости от того, понравился он ему как личность или нет. В общем, спасти тут положение могут лишь исключительный профессионализм и редкие навыки. Заносчивым претендентам выделяем третье место в рейтинге рекрутерских раздражителей.
 
Неразговорчивость
 
Общеизвестно, что основная задача эйчара (HR) — выяснить, насколько хорошим специалистом является кандидат на вакантную должность. Следовательно, нужно сориентироваться в том, что он умеет и знает. Но, как ни удивительно, обыкновенная просьба рассказать о своих профессиональных навыках иногда вызывает у кандидата негативную реакцию — он начинает проявлять недовольство и замыкается в себе. В лучшем случае такие субъекты пожимают плечами, а в худшем — с нотками вызова отвечают: «Что рассказывать, ведь в моем резюме все написано!» Нежелание претендента обсуждать свои профессиональные навыки и знания безотказно действует на нервы рекрутеру.
 
Фиктивные рекомендации
 
Любой специалист по набору персонала обращает особое внимание на положительные рекомендации кандидата. Но действуют они, как правило, согласно поговорке «доверяй, да проверяй», ведь они персонально отвечают перед нанимателем за свой выбор. Практика многих кадровых агентств доказывает, что временами хвалебная бумага не является подлинной, это всего лишь фикция. Для рекрутера такая фальшивая рекомендация сродни поддельной купюре для банкира. Пощады соискателю в таком случае не дождаться. «Липовые» рекомендации претендентов занимают почетное пятое место в нашем рейтинге.
 
Фривольное поведение
 
Замыкает список основных раздражителей рекрутера нескромное, развязное поведение кандидатов. Излишняя игривость, неуместная веселость, фривольность кандидатов мешает работать, сбивает с делового настроя. А временами заставляет даже задуматься об адекватности такого весельчака-соискателя. Работники кадровых агентств само собой не зануды, они тоже любят юмор, но все хорошо в меру. По мнению рекрутеров, для того чтобы разрядить атмосферу вполне достаточно пошутить единожды, да и то по теме. Беспрестанно же хохочущий на протяжении серьезной беседы посетитель рискует получить «от ворот поворот».
 
Рейтинг раздражителей претендентов в рекрутерах:
 
Неуважительное отношение
 
Основной бич соискателя — неуважительное отношение к нему рекрутера. Почему-то зачастую рекрутеры стремятся занять в переговорах с претендентом не оптимальную позицию сотрудничества, а неоправданную позицию «старшего» по отношению к «младшему». Они могут перебивать претендента, относиться к сказанному им с недоверием, проявлять нетерпение относительно его предложений в отношении регламента собеседования, не подходить к телефону либо не перезванивать, пообещав накануне связаться обязательно (!). Почему-то некоторые рекрутеры забывают, что они являются лицом компании для самого соискателя. А компании, в которых не уважают сотрудников и по-хамски относятся к ним, уверенно выходят из моды. В итоге, неуважение к человеку: будь то претендент или сотрудник — на первом месте рейтинга. Рекрутеры, старайтесь внимательно следить за модой в корпоративной культуре.
 
Непунктуальность
 
Рекрутер, как правило, не опаздывает, ведь он находится на рабочем месте, где и будет проводиться собеседование. Хотя иногда бывают случаи, когда беседа назначена на начало рабочего дня или, к примеру, сразу после обеда, тогда и рекрутеры опаздывают. Но чаще всего бывает так: кандидат пришел на собеседование вовремя, рекрутер на месте, и вот кандидата просят подождать минут 15–20. Потом еще чуть-чуть, и еще… Случай весьма типичный! Особо типичен процесс ожидания в пустом помещении переговорной у работодателя, т. е. кадровик вовсе не заканчивает в это время беседу с предыдущим кандидатом, а занимается другими рабочими вопросами. День кандидата также может быть расписан по минутам — у него ведь бывает не одна, а несколько встреч в день, а рекрутер совсем не спешит на встречу. Это явное второе место!
 
Обман относительно условий работы
 
И хорошо еще, если обман относительно рабочего графика, зарплаты, обязанностей претендента выявится на первой же встрече, т. е. по телефону ему сказали одно, а при личной встрече – совсем другое. И воспитанный претендент, уяснив, что у него попросту украли несколько часов драгоценного времени, вежливо дожидается окончания собеседования, чтобы проститься и никогда больше не появляться в этой компании. Хуже если претендент уже приступил к работе и тогда только понял, что рекрутер, дорожа своей работой, его обманул (возможно, что позже, при повторных собеседованиях, претендент был обманут и руководством фирмы, но ведь сейчас речь вовсе не о работодателях). Еще чаще рекрутеры на собеседовании могут предлагать вакансии, отличные от тех, по которым приглашали. Банальное детское правило про то, что «обманывать — нехорошо» у нас на третьем месте!
 
Высокомерие
 
Надменные собеседники не понравятся любому. Претенденты их тоже очень не любят. Заносчивость рекрутера и постановка им вопроса в русле того, что «это Вы ко мне явились, а не я к Вам» или «Вы передо мною расстелитесь, а я еще погляжу, на что Вы годны» — мешают претенденту донести до рекрутера всю необходимую информацию о себе, как о профессиональном работнике. Негативное отношение может вызвать снятие копии или сканирование паспорта, в особенности без спроса владельца. Заносчивым рекрутерам мы смело отдаем четвертое место в рейтинге наибольших раздражителей для претендента.
 
Дилетантство и неуважение
 
Всем известно, насколько бывают невыносимы и раздражающи рассуждения человека по вопросам, в которых он, мягко говоря, некомпетентен. Попробуйте начать учить строителя класть кирпичи, повара – готовить, а водителя с двадцатилетним стажем – водить машину. Однако претендент зачастую вынужден выносить разглагольствования рекрутера или, что еще хуже, отвечать на откровенно некомпетентные вопросы, касающиеся его профессиональной деятельности. Восточная мудрость про то, что «на один вопрос глупца не сможет ответить и десяток мудрецов», применительно к дилетантам-рекрутерам дает нам повод расположить некомпетентность и невежество на пятом месте в рейтинге.
 
Эксплуатация претендента
 
Зачем принуждать претендента заполнять пространные тесты, анкеты на десяти страницах, даже предварительно не взглянув на него? Возможно, лишь одного взгляда или пары минут разговора Вам будет достаточно, чтобы уяснить, что кандидат в данном случае не подходит? Зачем его заставлять писать о себе все что угодно (к примеру, место работы родителей, сестер или братьев и т. д.), кроме вещей действительно полезных для его будущей работы? Зачем глупо переводить бумагу? Ведь есть весьма простой выход из положения — на его электронный адрес вместе со схемой проезда можно выслать анкету. Он заполнит ее дома. А если претенденту анкету с тестами вручит секретарь на ресепшене, а рекрутер об этом ничего не говорил? Тогда все его дневное расписание полетит ко всем чертям по нескольким причинам:
а) рекрутер облегчил задачу себе, нагрузив претендента;
б) руками претендента он создает себе базу соискателей;
в) создает видимость бурной деятельности для работодателей.
Забота безалаберных рекрутеров о нашей бумажной промышленности оказывается на шестом месте рейтинга.
 
«Я Вам перезвоню»
 
В конце собеседования кадровик обязательно пообещает претенденту перезвонить в любом случае, чтобы сообщить результат беседы, однако на самом деле так поступают лишь единицы. Как говорят, эйчар — хозяин слова: утром – дал, вечером – назад забрал.
 
Итак, граждане претенденты, не раздражайте, пожалуйста, рекрутеров, а вы, господа спецы по подбору персонала, не доводите ищущих работу. Возможно, именно тогда первые обретут вакантную должность, о которой они и мечтали, а вторые не потеряют заветных клиентов и смогут в кратчайшие сроки закрывать вакантные должности. И давайте помнить: все мы далеки от идеала, но все же будем терпимей и добрее друг к другу!
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: