Универсальный солдат в белорусском образовании

naim.ru logo

Если брать сельские школы, то в них учитель математики, который совмещает ставку биолога, обычное дело. Не меняется лишь смысл всеобщего среднего образования. К примеру, в республике сейчас полным ходом идет процесс переквалификации кадров: преподаватель ведет немецкий, но часов в школе для него нет, поэтому он вынужден идти учиться на социального педагога или психолога. Педагоги боятся остаться без заработка, поэтому идут на подобные эксперименты.
Но эта ситуация ещё не самая плохая. Одна из учителей, преподающих белорусский язык и литературу в средней школе Молодечно, рассказывает, что, придя из декретного отпуска на свое рабочее место, услышала от администратора, что её место уже занято, часов дополнительных нет, поэтому она будет вести русский и литературу. Мотивация директора была убийственной: «Научишься. И там филология, и тут филология».
Поскольку на педагога-психолога в школе или детском дошкольном учреждении накладывается много обязанностей, которые не входят в функционал коррекционных мероприятий и психологического просвещения, ему очень тяжело. На нем и оформление всей документации непосредственно по своей работе, и ведение социальной работы (СОПы и т.д.). Вероятно, поэтому все чаще можно видеть объявления о том, что школа нуждается в услугах психолога.
- Будьте готовы к тому, что нам нужен многопрофильный специалист. Мы ищем и педагога-психолога, и социального педагога в одном лице. Работы много, зарплата не больше двух миллионов, - таков среднестатистический запрос.
Разница между квалификациями как бы стирается, администрации нужен «многопрофильный специалист».
Статья Закона РБ №4 «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 года гласит: «Психологом может быть лицо, имеющее высшее психологическое образование, имеющее высшее медицинское образование с квалификацией психолог, педагог-психолог, практический психолог в системе образования, имеющее ученую степень доктора или кандидата психологических наук, прошедшее переподготовку на уровне высшего образования по специальности практическая психология, медицинская психология, психология».
Учителя, которые столкнулись с нехваткой часов по отдельным дисциплинам, готовы вести все или почти все гуманитарные науки: историю, географию, астрономию, литературу.
Историю вел бы с удовольствием, мне это нравится, – рассказывает учитель английского Сергей Рубан. – Вот только в нашей Ратомской школе такое замещение не практикуют, хотя вакансии есть по гуманитарным дисциплинам. Их вывешивают обычно в августе.
Все эти внутришкольные миграционные процессы происходят из-за низкой оплаты труда педагогов, молодые кадры отрабатывают распределение где-нибудь в сельской школе и уходят, ведь кроме зарплаты они не получают ничего, а на них «навешивают» и классное руководство, и социальную работу, и всю документацию. Но даже это не главное: просто учителем сегодня стало быть не модно, не престижно. Кто будет учить детей через десять лет, вопрос риторический…


 

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение:

Валера

У учителей-предметников сокращаются часы? А что колличество предметов в белоруссекой школе уменьшается?

Сергей

Прям какой-то доисторический строй получается. Зачем же так деревню унижать? Сейчас там заработная плата выше, чем в городе, не скажу, что все рвутся, но работников хватает.

Сергей

Это вы про какую деревню? Белорусскую или российскую? Где это богачи расплодились? В России их точно не очень много.

switlana80

Никто не хочет работать в деревне, особенно в школах. Там ведь остались разве что старые кадры. Молодежь ищет что-то получше.

Тихон

Как бы ни была сложна и запутана ситуация в сфере трудоустройства, трудовых отношений и трудовых будней белорусских сельских учителей, она всё равно на порядок легче и проще ситуации, с которой столкнулись сельские учителя в соседней Украине. В данный момент в 95% всех сельских школ на Украине учителя не требуются вовсе – ни учителя английского, ни астрономии, ни математики… Школы заполнены и переполнены специалистами, любая школа может запросто заполучить учителя по любому предмету и с любым опытом работы, было бы желание! Сегодня в сельскую школу учитель может устроиться только «по блату» и «по знакомству» – и это несмотря на низкие зарплаты!Сегодня типичный учитель сельской школы – это человек, проживающий с семьёй в этом же селе; при этом семья его, как правило, известна и уважаема, а очень часто и представляет собой местный бизнес-клан среднего масштаба. А сам учитель, конечно же, знаком со всеми уважаемыми людьми села и района. И сам он при этом – человек уважаемый, ведь он обучает детей родителей уважаемых, влиятельных и авторитетных. То есть, сформировалась своеобразная идеология, представляющая собой сплав местечкового менталитета, куркульских тенденций, отгороженности от внешнего мира и особого вида внутренней бездуховности, заключающегося в том, что человек озабочен только тем, что он видит вокруг себя здесь и сейчас. Да уж… всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно!..

rjynfrn

Понятно, почему так необходимы репетиторы... А роль психологов в школе совсем непонятна. В нашей школе психолог подменял заболевших учителей, проводил какие-то тесты, но зачем и как они применялись в воспитании, для всех осталось загадкой.

switlana80

Сейчас у них там получается, что психолог должен выполнять и функции и социального педагога, а это ведь достаточно большая нагрузка.

rjynfrn

А что делает социальный педагог? Даже не знала, что существует такая специализация. Или они недавно появились, или их работа в школах совершенно абсолютно незаметна.

Милана

В нашей школе тоже учитель по образованию историк преподавал английский язык. Качество уроков было соответствующее, на уроках слушали песни на английском языке и еще просто заучивали слова из английского словаря...Но это было в 90-ые, видимо, сейчас тоже ничего не изменилось...

switlana80

Какое тогда может быть образование, если предметы ведут неквалифицированные кадры. И самое страшное, что страдают дети. Вот поэтому сейчас почти все нанимают репетиторов.

Savina

Было бы еще нормально, если бы государство создавало нормальные стимулы для того, чтобы люди по своей инициативе стремились стать многопрофильными специалистами, а так остается только посочувствовать этим жертвам обстоятельств.

Cloud

На самом деле стимул-то как риз и есть - маленькая зарплата, на которую прожить практически нереально, вот людям и приходиться работать сразу на нескольких работах :D .