Учитесь критиковать правильно

naim.ru logo

Одна из основных функций руководителя – указывать подчиненным на их ошибки. Эта обязанность начальника – еще и одна из самых неприятных. Часто руководитель переживает, что результатом такого разговора могут стать конфликты и испорченные отношения в коллективе. Однако если претензии сформулированы правильно, то вполне можно избежать конфликтной ситуации, а критикуемый сумеет быстрее осознать свои недочеты.

При идеальном раскладе сотрудник должен внимательно выслушать претензии руководителя, задать несколько дополнительных вопросов и исправить недочеты. Однако в реальной жизни человек часто принимает критику «в штыки», за этим могут последовать резкие выражения, а закончиться все может скандалом. Как показывают исследования специалистов, во время проблемной ситуации человек действует по определенному шаблону – каждый пытается контролировать ситуацию и часто неосознанно стремится одержать верх. Поэтому конструктивного обсуждения ошибок не получается, вместо этого происходит противостояние сторон. Есть и иные причины: по мнению исследователей, многие слишком упрощенно воспринимают поведение окружающих, недооценивая воздействие внешних обстоятельств, а личным качествам людей напротив, придавая слишком большое значение. Особенно часто подобные ошибки совершаются в цейтнотной ситуации. К сожалению, менеджеры постоянно заняты настолько, что вникать в детали и основательно продумывать все варианты решения им просто некогда.
 
Поэтому при подготовке к разговору руководители стремятся предельно упростить суть проблемы, принимают во внимание лишь одну причину ошибки, отбрасывая остальные объяснения. Начальник во время разговора с подчиненным начинает навязывать ему свой взгляд на ситуацию и даже не собирается менять свое мнение. Если все пойдет именно так, то вряд ли шеф сможет добиться нужного результата, как бы он не критиковал своего сотрудника – в резкой форме или относительно тактично.
 
А вот для того, чтобы критические замечания достигали цели и оставались справедливыми, нужно учитывать определенные моменты. Во-первых, сотрудники воспринимают критику более спокойно, если понимают, что их начальнику можно доверять, видят, что шеф доброжелателен и объективен в своих оценках, умеет слушать и учитывает возражения. Во-вторых, для того чтобы добиться такого отношения руководитель не должен заранее настраиваться на ограниченный взгляд на проблему. Если решение принято шефом еще до беседы с подчиненным, тот будет или считать, что руководитель к нему несправедлив, или посчитает его пристрастным человеком, или даже почувствует с его стороны угрозу. Кстати, ощущение угрозы может возникнуть и потому, что кто-то из начальников, стремясь смягчить замечания, изъясняется не очень четко. Сотрудник просто не поймет, что именно не устраивает шефа.
 
 
Как же научиться критиковать правильно? Проанализируйте свою последнюю неприятную беседу с сотрудником, вспомните все свои действия, постарайтесь взглянуть на ситуацию со стороны и увидеть просчеты. Как Вы разговаривали с подчиненным? Были ли готовы к диалогу? Или навязывали ему свое видение ситуации?
 
Теперь, готовясь вызвать сотрудника «на ковер», постарайтесь учесть несколько моментов. Не загоняйте себя и своего оппонента в угол, иначе критика просто не достигнет цели. Не зацикливайтесь на первом же подходящем объяснении, хотя и не исключено, что оно может быть правильным. Проанализируйте, что еще могло быть причиной проблемной ситуации.                      
 
Постарайтесь удержаться от искушения объяснять неудачи и промахи подчиненного только лишь особенностями его характера. Учитывайте условия, в которых ему приходится работать, поинтересуйтесь, от кого еще зависят решения сотрудника.
 
И, наконец, основной секрет искусства критики сотрудников – нужно вести себя так, чтобы подчиненные понимали: Вы открыты для диалога и готовы к честному обсуждению проблемы.   
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение:

hatidge

Хорошая статья, правильная, от начала и до конца. Но... абсолютно идеальная. В статье я бы заменила слово "руководитель" на "подчиненный". Это руководитель переживает, когда указывает подчиненным на их ошибки? Да где вы видели такое? При "разборе полетов" выплескиваются все негативные эмоции, руководители абсолютно упиваются властью, положением, возможностями!

Ирина

Критика должна быть конструктивной, нужно четко указывать на ошибки и естественно обязательно только спокойным тоном. Тогда никто не будет переживать, просто каждый выполняет свою работу.

Potemich

Руководитель - это ипостась,а раз так, то и критикуя каждый руководитель чувствует себя по разному, кто-то дискомфорт, а кто-то удовольствие.