Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Антикризисное управление предприятием

В современных условиях деятельности предприятий, вызванных финансовым кризисом, проблемы антикризисного управления приобретают специфические формы проявления. Именно поэтому оптимальная стратегия и тактика антикризисного управления являются весьма необходимыми. Под кризисом понимается крайнее обострение противоречий в деятельности предприятия, которое грозит его устойчивому функционированию. Возникновение кризисного состояния на предприятии может быть обусловлено различными причинами, как объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации предприятия, неблагоприятным воздействием факторов внешнего окружения, так и субъективными, обусловленными ошибочными решениями менеджмента предприятия.

Выход из кризисного состояния может сопровождаться как позитивными, так и отрицательными последствиями; возможно возникновение следующего, еще более разрушительного кризиса, а также консервация кризисных явлений на достаточно длительное время. В любом случае возможность преодоления кризисной ситуации напрямую зависит от наличия и степени действенности механизма антикризисного управления, что позволяет не только осуществить выбор удачных управленческих решений по выходу из кризиса, но и обеспечивает существование и эффективное использование инструментария по предупреждению и выявлению симптомов наступления кризисного состояния.
 
Антикризисное управление - это комплексная система управления предприятием, отличающаяся стратегическим характером и направленная на устранение возможных и имеющихся проблем в его деятельности путем разработки и реализации специальной программы, используя весь потенциал современного менеджмента. Основными принципами, на которых должна базироваться система антикризисного управления, являются:
 
1) предварительная диагностика кризисных явлений в деятельности организации;
 
2) быстрота реагирования на множество кризисных явлений;
 
3) адекватное реагирование организации на уровень реальной угрозы её жизнедеятельности;
 
4) полная реализация внутреннего потенциала для выхода из кризиса.
 
Мониторинг внешней и внутренней среды предприятия является важнейшим принципом стратегии антикризисного управления. Успех стратегии антикризисного управления зависит от эффективности созданной системы, которая позволяла бы руководству фирмы получать возможность количественного и качественного анализа возникающих угроз, которые могут обусловить наступление кризисного состояния.
 
Экономический механизм возникновения кризисного состояния предприятия может быть познанным только путем постоянного сканирования среды предприятия с применением комплекса маркетинговых исследований, методов стратегического анализа и контроллинга, позволяющих определять взаимосвязь и логическую последовательность экономических явлений после обнаружения определенных сигналов, а также принять решение либо об усилении положительных последствий, либо об ослаблении возможных угроз.
 
Не менее важным является определение периодичности отслеживания установленных показателей, а также выявление так называемых «болевых точек» и способов наблюдения за ними. «Болевые точки», как правило, отражают наиболее существенное влияние на положение фирмы, его соответствие предварительно сформулированной миссии. Выбор методов внутрифирменного экономического анализа позволяет получить обобщенные результаты наблюдения за изменением показателей внешней и внутренней среды предприятия, что является базой для выработки антикризисных управленческих решений. Принятие антикризисных решений должно осуществляться в соответствии со стратегическими программами, корректировка которых является обязательной в случае изменений во внешней и внутренней среде предприятия.
 
Особое внимание при осуществлении антикризисного управления уделяется сочетанию стратегии и тактики; принятие стратегических решений осуществляется на ранних стадиях управления, когда сигналы о неблагоприятных тенденциях могут быть не совсем достоверными; тактические решения принимаются на базе достаточно полной информации, но в условиях ограниченности времени для осуществления коренной перестройки деятельности предприятия. Менеджмент фирмы вынужден принимать решение либо о применении экстренных мер, чтобы не допустить развитие кризиса, либо находить пути выхода из него.
 
Таким образом, для выхода из кризиса перед предприятием стоит две проблемы: 1) устранение последствий кризиса - восстановление платежеспособности и стабилизация финансового состояния предприятия, 2) устранение причин кризиса - разработка стратегии развития и осуществление на ее основе реструктуризации предприятия с целью недопущения в будущем повторения кризисных явлений.
 
Восстановление платежеспособности может быть осуществлено за счет удачного маневрирования денежными средствами, что даст возможность или увеличить их размер, или уменьшить текущую потребность в них. Как показывает опыт функционирования предприятий в условиях кризиса, увеличение денежных средств достигается различными способами: переводом активов в денежную форму, хотя это и связано со значительными потерями; продажа краткосрочных финансовых вложений; продажа дебиторской задолженности; продажа запасов готовой продукции и избыточных производственных запасов; деинвестирование (долгосрочные инвестиционные проекты в условиях кризиса - залог банкротства); продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы. После устранения нехватки денежных средств необходимо радикальное уменьшение неэффективных расходов; в случае достижения позитивного эффекта относительно временного восстановления финансовой устойчивости предприятия должны быть применены меры по увеличению денежного потока от основной деятельности. Важным является также проведение соответствующих маркетинговых исследований для формирования комплекса мер антикризисного маркетинга.
 
Анализ поведения менеджмента предприятий в условиях кризиса подтверждает, что наиболее распространенными являются две ошибки. Во-первых, руководители подвергаются панике при потере финансовых активов и, во-вторых, они принимают срочные меры по сокращению персонала. Антикризисная политика должна быть основанной на обоснованном подходе к принятию решений, связанных с изменением штатной структуры. Сокращение квалифицированных специалистов вынуждает их существовать или на государственную помощь по безработице, или соглашаться на работу, которая приводит к потере ценных навыков и уровня профессионализма.
 
Выводы. Деятельность любого предприятия сопровождается вероятностью возникновения и развития кризиса, что вызывает необходимость осуществления специализированного антикризисного управления. Антикризисному управлению присущи такие особенности, как специфичность цели осуществления, использование особого управленческого инструментария, весомые ресурсные и временные ограничения, высокий уровень рискованности управленческих решений, которые принимаются и реализуются.
 
Стратегия предупреждения банкротства должна рассматриваться как постоянная составляющая общей стратегии предприятия, предусматривающая обоснованный выбор стратегических решений для обеспечения устойчивого развития, предупреждения кризисных ситуаций, достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятия.