Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

В парламенте обсудили проблемы инженерного образования

Высшие учебные заведения Российской Федерации выпускают не тех специалистов, которые требуются работодателям, - такая мысль прозвучала на заседании парламента, посвященном образованию инженеров.

Ежегодно из 555 высших школ страны выходит 200 000 представителей инженерных специальностей, которыми впрочем, мало интересуются HR-службы отечественных компаний, и причин тому несколько. Во-первых, это, несовершенный образовательный процесс, в разработке которого не принимают участие предприятия. Во-вторых, устаревшая материально-техническая база учебных заведений, а в-третьих, нежелание преподавателей выкладываться на работе при копеечной заработной плате.
 
Статистические данные говорят о том, что ежегодно желание стать инженерами проявляют отнюдь не самые сильные абитуриенты, большинство из которых имеют оценки «удовлетворительно» по физике и математике на ЕГЭ. По этой причине отдельные ВУЗы хотят уменьшить количество мест для поступающих, дабы образовательные учреждения выпускали поменьше инженеров-троечников.
 
Игорь Федоров глава МГТУ с таким мнением согласиться не может:
 
«Я признаю, что имеется некоторая связь между уровнями подготовки абитуриентов и выпускников, однако ее нельзя считать однозначной, поскольку многое в данной ситуации зависит от качества образовательных программ в самих ВУЗах. Если мы будем действовать такими методами, то очень скоро приравняем количество инженеров в стране к нулю. Лично мне кажется, что следует использовать несколько иные подходы, которые могут обеспечить приток на технические факультеты абитуриентов с хорошей степенью подготовки».
 
Российские работодатели жалуются на то, что молодые специалисты не «затачиваются» под определенный вид производства, однако ректоры ВУЗов не считают, что инженер должен иметь узкий профиль. Ведь механики, технологи, конструкторы трудятся не только на заводах и фабриках, но и в НИИ, и в КБ, где невозможно обойтись без богатого запаса теоретических знаний.
 
Никак не может утихнуть дискуссия о магистратуре и бакалавриате применительно к студентам ВТУЗов. Например, господин Федоров является сторонником специалитета, а вот Михаил Стриханов, руководящий МИФИ, не против использования системы пятилетнего бакалавриата. Он полагает, что квалифицированного инженера практически невозможно подготовить в течение четырех лет. Школьные учителя физики очень плохо справляются со своими обязанностями, и поэтому преподаватели МИФИ первый семестр посвящают тому, чтобы «дотянуть» вчерашних абитуриентов до нужного уровня. Таким образом, одно полугодие из четырех уходит только на ликвидацию недочетов школьных педагогов. Нанотехнологии также никак не могут найти свое место в бакалавриате: практика показывает, что нанотехнологи, имеющие дипломы бакалавров, абсолютно не востребованы на кадровом рынке.
 
Преподаватель высшей физики из ЮФУ Евгений Файн утверждает, что сто процентов студентов кафедры нанотехнологий продолжают обучение после бакалавриата:
 
«Для того, чтобы инженер имел оптимальную базу фундаментальных знаний, ему нужно проучиться, как минимум, пять лет. Я не готов согласиться с тем, что мы выпускаем плохих специалистов. Российские инженеры сегодня востребованы и в Китае, и в странах Западной Европы. А можете ли мне показать предприятие, которое смогло обеспечить нашу молодежь такой работой, которую предлагают, скажем, немецким юношам и девушкам?».
 
Достаточно часто технические ВУЗы обвиняют в том, что уровень их диссертаций практически в три раза меньший, чем у гуманитарных образовательных учреждений (25-35 процентов против 80). Однако Игорь Федоров считает, что вины ВУЗов в этом нет:
 
«Написание технических диссертаций – процесс намного более сложный. Он требует значительных финансовых вложений и много времени. Ведь здесь требуется проводить регулярные эксперименты, анализы, а также внедрять полученные результаты в производственные процессы».
 
Такую точку зрения поддерживает и лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, выступивший в свое время с инициативой относительно увеличения образовательных сроков для аспирантов-нанотехнологов. Сегодня, кстати, закон разрешает продлевать обучение по естественным и техническим специальностям на один год.