Вложения в персонал: за и против

naim.ru logo

Любая HR-процедура может восприниматься как вложение в персонал, окупаемость которой нужно измерять, чтобы иметь возможность их оптимизировать и указывать в отчетности. Для управления инвестициями в сотрудников необходимо учитывать ряд параметров, в том числе стратегические цели компании, задачи в области кадрового менеджмента, существующую систему оценки эффективности.

Если на предприятии принято ставить измеримые цели (KPI, MBO, стратегическое планирование, SMART-цели), а также вести бюджетирование по ЦФО, то вычислить коэффициент эффективности HR-функции не составит труда.
 
Однако зачастую перед HR-подразделением ставятся лишь качественные задачи: разработать систему адаптации новичков или, скажем, внедрить систему посттренингового сопровождения. Для определения эффективности таких проектов уместно использовать сравнительный метод, опросы или экспертные оценки. Можно сравнить результаты работы продающего подразделения «до» и «после» внедрения программы адаптации (обучения, наставничества и т. д.) по измеримым критериям, таким как, например, объем продаж, отсутствие жалоб со стороны клиентов, процент увольнений в период испытательного срока. Можно сопоставить затраты на реализацию программ силами HR-подразделения с аналогичными расходами, которые пришлось бы нести компании в случае привлечения внешних провайдеров. Можно также сравнить результаты отчетного периода с итогами прошлого года или известными рыночными показателями или провести бенчмаркинг, т. е. сравнить результаты по вашей компании с известными рыночными показателями. Если результаты являются качественными, а не количественными показателями, то удобно использовать опросы и экспертные оценки, переводя в баллы и проценты такие трудно поддающиеся измерениям понятия, как командный дух, удовлетворенность и лояльность.
 
Выбор под потребности
 
Нельзя сказать, что нет универсальных показателей для измерения эффективности инвестиций в персонал. Они могут существовать, но лишь как «перечень-библиотека», из которой каждая компания в определенный период выбирает инструменты, лучше всего отвечающие ее текущим потребностям и той бизнес-среде, в которой находится организация.
 
Для выявления критериев, по которым нужно измерять эффективность HR-функции, требуется четко понимать, как деятельность кадровой службы влияет на достижение бизнес-целей. И это, пожалуй, самый сложный этап процедуры. Дальнейшая работа более прозрачна и очевидна: оценивается текущая ситуация, ставятся SMART-цели по направлениям, которые наиболее важны для бизнеса, определяются показатели и периодичность оценки, составляется план действий.
 
Функция управления персоналом призвана прежде всего отвечать интересам бизнеса и, соответственно, должна быть «настроена» на задачи компании. К примеру, если она переживает период активного роста, на передний план выходят такие процессы, как быстрый и качественный набор, адаптация. В случае, когда необходимо развитие уже сформированного коллектива, первоочередными задачами становятся планирование карьеры и обучение. Показатели эффективности HR-функции в этих двух ситуациях различаются. В первой они могут быть следующими:
 
1. Время, затрачиваемое менеджером по персоналу на закрытие вакансии.
 
2. Наличие так называемых «ошибок найма»:
• процент уволившихся по собственному желанию в период испытательного срока (или первого года работы);
• процент уволенных по инициативе администрации (не оправдавших надежд руководства).
 
3. Процент закрытых вакансий внутренними кандидатами (ротация).
 
Во втором случае вполне подойдут следующие критерии:
 
1. Затраты на обучение как процент от общей выручки компании.
 
2. Затраты на обучение в структуре расходов на персонал.
 
3. Затраты на обучение как процент фонда оплаты труда.
 
4. Стоимость обучения на одного сотрудника.
 
5. Количество тренингов (дней в году) на одного опытного сотрудника, работающего больше года.
 
6. Средняя стоимость часа обучения.
 
Если перед службой персонала стоит задача ввести оценочные процедуры, показатели будут уже другими:
 
1. Процент сотрудников, для должностей которых полностью разработаны критерии эффективности, по отношению ко всему персоналу компании.
 
2. Процент сотрудников, регулярно проходящих оценку работы или компетенций.
 
3. Процент сотрудников, в профессиональной жизни которых после оценочных процедур произошли изменения (увеличение окладов или бонусов, повышение или понижение в должности, лишение или начисление премии и т. д.).
 
Таким образом, по каждой HR-задаче критерии измерения эффективности решения следует подбирать индивидуально, исходя из особенностей конкретной процедуры и целей оценки. Если нужно оценить деятельность кадровой службы, показатели должны охватывать все области деятельности этого подразделения - от найма до делопроизводства. Когда требуется комплексно оценить HR-политику в компании, основное внимание при выборе показателей лучше уделять наиболее приоритетным направлениям кадрового менеджмента.
 
Как указано выше, не всегда при оценке эффективности HR-функции возможно произвести количественные измерения, поэтому принципиально важно, чтобы качественные измерения давали объективные и валидные результаты. В противном случае возникают проблемы с обоснованием, например, затрат по специальным мероприятиям, направленным на развитие корпоративной культуры, тренингов по совершенствованию управленческих навыков и т. д. Доказать руководству целесообразность инвестиций в подобные проекты особенно сложно, ведь измерение уровня удовлетворенности персонала или скорости принятия управленческих решений - весьма трудозатратный процесс.
 
Битва за бюджет
 
По данным исследования, проведенного еще в марте-апреле 2009 года агентством Kelly Services, 73,8% опрошенных работодателей отменили либо сократили программы обучения персонала, в 88% компаний отсутствует бюджет на пенсионные программы, а в 21,4% - на ДМС для сотрудников. Такие антикризисные меры, хотя и дают быстрый результат в виде сэкономленных средств, в долгосрочной перспективе чреваты демотивацией людей, снижением их квалификации и потерей позиций организации на рынке. Управление инвестициями в персонал - та область, где неизбежно сталкиваются интересы собственников бизнеса и HR-специалистов, и убедительная защита HR-бюджета перед руководством - одна из ключевых задач кадрового менеджера.
 
Принципиально важно, чтобы бюджет был максимально структурирован, - это поможет в обосновании значимости затрат по каждой статье. Для его формирования требуется не точечная работа в период бюджетирования, а выстраивание системы управления персоналом в течение всего года. HR-бюджет, который представляется руководству, должен быть логичной частью этой системы.
 
Поскольку кадровый менеджмент направлен на достижение стратегических целей бизнеса, бюджет должен коррелировать со стратегией компании и задачами на предстоящий год. Например, если планируется открытие новых офисов, филиалов или торговых точек, статья бюджета «Подбор персонала» рассчитывается исходя из затрат на наем и адаптацию сотрудников, при этом могут учитываться и сопутствующие расходы, скажем, на оснащение нужного количества рабочих мест. Целесообразно рассмотреть разные варианты обеспечения компании новым персоналом: подбор через кадровое агентство, силами собственной HR-службы, аутстаффинг. Оперируя конкретными финансовыми показателями, можно лучше аргументировать выбор того или иного решения.
 
Статья «Фонд оплаты труда» должна отражать планы организации на увеличение или уменьшение числа работников. Если в компании не предусмотрена индексация окладов, не построена система грейдов, следует учитывать нестабильность ФОТ в течение года и заложить в бюджете резерв на увеличение зарплат. Если планируется снижение текучести персонала, необходимо направить дополнительные средства на удержание людей.
 
Инициатива в руках HR-менеджера
 
Зачастую требование измерения эффективности HR-функции исходит от руководства и необходимо для аргументированной защиты HR-бюджета или обоснования численности подразделения, но бывает, что от начальника службы персонала расчета этих показателей никто не ждет. В таком случае HR-директору стоит самому проявить инициативу и заранее проанализировать работу подразделения. Для начала можно разделить всю работу на функции (однотипные, выполняемые регулярно, например, ведение кадрового учета) и проекты (разовые задачи, имеющие четкие начало, конец и результат, в которых задействованы сотрудники разных подразделений, скажем, разработка вводного тренинга для продавцов или подготовка корпоративного мероприятия).
 
Регулярные функции следует разложить на операции, посчитать объем работы, оценив затраты на нее в человеко-часах. Проведя такой анализ, руководитель будет понимать, каков объем выполняемой подразделением работы, уровень загрузки сотрудников, наиболее ресурсозатратные процедуры, в результате чего сможет оптимизировать деятельность подразделения, сформулировать обоснование численности и оценить стоимость аутсорсинга такого объема работы.
 
Эффективность работы над проектами также лучше оценивать еще на стадии планирования проекта, путем ответа на вопросы: «Что изменится в компании в результате успешной реализации такого проекта? Как мы сможем это увидеть, измерить, оценить?» Такая заблаговременная базовая подготовка к оценке эффективности помогает менеджеру по персоналу не только обосновывать затраты, но и оптимизировать деятельность подразделения, а также снизить риски увольнения своих сотрудников.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: