Построение карьеры

Внутрикорпоративный PR: дань моде или способ выживания компании?

naim.ru logo

Если проанализировать объявления о приеме на работу, размещенные на интернет-сайтах, то становится очевидным, что в последнее время многие компании всерьез озабочены поиском PR-менеджеров, особенно менеджеров по внутрикорпоративному PR. Чем обусловлен такой интерес к развитию внутренней культуры компании? Если раньше вполне обходились без нее, то не ясно, зачем сейчас, когда все хорошо и зарплата ежемесячно без задержек выплачивается, о ней вспоминать.

Возможно, около десяти лет назад, в период интенсивного становления рынка, принцип «касса бьет — деньги дает» и считался основополагающим. В то время маркетинговые коммуникации были ориентированы на product out, т. е. продвижение продукта на рынок, завоевание максимальной доли рынка в своем сегменте и, как следствие, получение прибыли.
 
Конечно, вопрос о рентабельности бизнеса актуален и сейчас, т. к., по сути, это основная цель любой предпринимательской деятельности. Тем не менее многие компании решили перейти на другую стадию развития и начинают ориентироваться на клиента, чтобы узнать, действительно ли ему нужно то, что они так долго продвигали на рынок и навязывали потребителям, или что-то другое? В данном случае в качестве клиента выступают не только непосредственные покупатели, но и сотрудники компании. Чем крупнее компания, чем интенсивнее она развивается, тем чаще без внимания остается ее персонал. Речь идет не о материальном поощрении — как правило, в крупных компаниях не возникают проблемы, связанные с денежной мотивацией.
 
В один прекрасный день Вы узнаете, что несколько сотрудников активно заняты поиском работы, некоторые из них уже написали заявление об уходе, при этом объективные причины для увольнения отсутствуют. Как ни странно, очень часто в качестве такой причины выступает банальная хандра. Работая в крупной компании, человек начинает ощущать себя механизмом с определенным набором функций, а не полноценной личностью. Компания растет, выходит на новые рынки, но рядовые сотрудники, пребывая в информационном «вакууме», не знают об этом.
 
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ
 
Внутрикорпоративное издание
 
К сожалению, стремясь достичь стратегических целей, руководители забывают о тех, кто обеспечивает их реализацию (совершает непосредственные продажи). Подобная ситуация не редкость. Так, руководители одной из фармацевтических компаний столкнулись с проблемой низкой степени осведомленности своих сотрудников о происходящем как внутри компании, так и за ее пределами. Кроме того, оказалось, что вся информация передается по принципу «сарафанного радио», и поэтому ручаться за ее достоверность не может никто.
 
Таким образом, было принято решение о разработке корпоративной газеты, основная цель которой состояла в предоставлении сотрудникам сети актуальной достоверной информации о событиях, происходящих в компании. Создание собственной газеты позволило организации дистанционно обучать сотрудников филиалов.  На первый взгляд может показаться, что корпоративное издание — это своего рода игра, но именно таким, нестандартным способом, компания может получить информацию о наиболее значимых для своих сотрудников событиях, узнать, что их интересует и беспокоит.
 
Корпоративный PR нельзя в одночасье сделать глобальным, чтобы сотрудники пришли на работу и все как один стали «лояльными-прелояльными». Корпоративную культуру формируют простые и, на первый взгляд, неважные и несерьезные действия, которые в совокупности дают положительный результат.
 
В жизни всегда есть место празднику
 
Понятно, что не все организации могут себе позволить подарить хотя бы букет цветов каждому сотруднику, особенно если компания многочисленна. Но в данном случае справедливо утверждение «дорог не подарок, а внимание». Работнику будет очень приятно, если руководство проявит внимание по отношению к нему, прислав поздравление (пусть даже в электронном виде).
 
Важно при этом не искать поздравительные тексты в Интернете, а самому написать праздничное послание для каждого сотрудника. Если Вы ограничены во времени и не хотите «креативить», то лучше совсем отказаться от идеи поздравления, чем делать «под копирку».
 
 
Каждый любит работу согласно своему бизнес-плану
 
Эффективное развитие внутренних коммуникаций позволяет добиться того, чего нельзя достичь с помощью каких бы то ни было материальных вознаграждений и бонусов. Создавая любую торговую марку и выводя ее на рынок, Вы также определяете миссию своей компании, во многом обусловливающую характер позиционирования последней. При этом, как бы Вы ни мотивировали сотрудника, он примет эту миссию только в том случае, если поверит, что его работа будет способствовать ее осуществлению, и поймет ценности Вашей компании, если они действительно будут близки ему.
 
Если же ценности, цели и задачи компании не ясны сотруднику или вовремя не доведены до его сведения, то он самостоятельно их придумывает и, сам того не осознавая, передает окружающим. Понятно, что субъективное мнение работников и реальные установки компании могут кардинально различаться, а люди склонны в большей степени верить словам коллег, а не заявлениям руководства.
 
Любая корпоративная культура нацелена на реализацию модели «мы — одна команда». Идея замечательная, но нередко возникает ситуация, при которой появляются несколько групп единомышленников, неизбежно вступающих во взаимную конфронтацию. В таких случаях, как правило, одной из сторон приходится уступить, т. е. либо смириться, но не согласиться с ситуацией, либо начать поиск нового места работы.
 
Одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед специалистом, ответственным за внутренние коммуникации, является предотвращение формирования подобных коалиций. Простейший способ выполнить эту задачу — разместить сотрудников в разных кабинетах.
 
Начальство надо знать в лицо
 
Если компания имеет несколько филиалов в разных регионах, то сложно устроить встречу сотрудников подразделений с руководителями организации. О возможности пообщаться с ними вообще говорить не приходится. Тем не менее обеспечить общение необходимо. С этой целью и организуются корпоративные мероприятия и team-buildings, основная цель которых — дать понять каждому сотруднику, что «шеф» такой же человек, как и все: он может носить не только строгий костюм, и ему не чужды общечеловеческие радости.
 
Корпоративные мероприятия, особенно связанные со спортом, автоматически делают всех участников равными, и у каждого появляется возможность продемонстрировать те качества, которые по какой-то причине не могут быть реализованы во время рабочего процесса. К сожалению, доводя до сведения каждого сотрудника информацию о деятельности компании, некоторые руководители пытаются ограничиться только новостями о победах и наградах последней, умалчивая о возникших проблемах. Результат «одностороннего» внутреннего PR может быть следующим. Сотрудник видит, что его компания оказывается «впереди планеты всей», но на его положении это никак не отражается. Естественно, он начинает задумываться: «Нужен ли я своей компании?»
 
Необязательно сообщать все детали рабочего процесса, но говорить о существующих проблемах и недочетах в работе компании необходимо. Неопределенность неотвратимо ведет к росту мифов и слухов о «реальном» положении дел и, как следствие, кадровому дефициту, что для розницы губительно. Говорить о текущих проблемах необходимо, указывая при этом на пути и сроки их разрешения. Немаловажно, чтобы сотрудники верили, что при их непосредственном участии вопросы, возможно, решатся в более короткие сроки.
 
Также следует сообщать о нововведениях компании и целях, которые будут достигнуты с их помощью. Какие бы новые приказы и распоряжения ни вводились, как только Вы доведете их до сведения сотрудников, у них сразу возникнет вопрос: «Зачем это нужно, жили же без этого?» Работники начнут по возможности «затягивать» сроки, избегать выполнения новых требований. Проблема достаточно распространенная и в очередной раз объясняется тем, что большинство сотрудников не настроены мыслить глобально и просчитывать долгосрочные цели руководства.
 
Внедрение какого-либо нововведения обязательно должно сопровождаться пояснением, зачем это делается и какой результат должно принести. Это своего рода диалог: на подсознательном уровне человек «адаптирует» распоряжение, «подстраивает под себя», и нередко может предложить оптимальный или более результативный вариант реализации.
 
Семейные ценности
 
Для каждого человека семья — это главное. Если Ваша компания не только проявляет внимание по отношению к сотрудникам, но и думает об их семьях, значит, внутренние коммуникации развиваются как следует. Уже говорилось о том, что возможности многих компаний ограничены размером бюджета, но сбор данных, например, о том, дети каких сотрудников пойдут в этом году в первый класс, и поздравление первоклассников руководством компании не нанесут финансового вреда. При этом дети на протяжении долгого времени будут рассказывать всем, «как я был у мамы / папы на работе».
 
Если же средства позволяют, то можно отдельно поздравить сотрудников, имеющих детей, преподнеся им билеты на елку или в цирк. В заключение хотелось бы сказать, что формирование корпоративной культуры — процесс длительный, многогранный и ограниченный только Вашей фантазией.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: