Имеется ли в российском обществе креативный класс?

naim.ru logo
Большая часть наших соотечественников не имеют представления о том, что означает термин «креативный класс». Такие выводы сделали аналитики фонда «Общественное мнение» в результате проведения опроса, в котором приняли участие около 1000 россиян из различных областей страны.
 
Только 17 процентов граждан РФ слышали о креативном классе и понимают, о чем идет речь. Главным образом, это жители столицы (31 процента), люди с высокими доходами (27 процентов), возраст которых находится в промежутке от 45 лет до 60 (25 процентов).
 
93 процента респондентов первый раз услышали о креативном классе от социологов. В своей подавляющей массе эти люди не имеют постоянных источников дохода (90 процентов) и высшего образования (89 процентов), а их возраст не превышает 30 лет (90 процентов).
 
Даже те россияне, которые считают, что знают значение термина «креативный класс», трактуют его по-разному. Одни подразумевают здесь творческий класс, другие – класс, представители которого способны принимать нестандартные решения, третьи – обозначили креативным средний класс. Отдельные респонденты указали, что речь идет о гражданах, которые смогли добиться в жизни успеха: олигархах, тружениках сферы шоу-бизнеса или «золотой молодежи».
 
В одном из своих недавних выступлений тему креативного класса косвенно затронул глава государства. В своем послании Федеральному собранию он посетовал на то, что работников социальной сферы часто называют нелицеприятным термином «бюджетники», хотя содержание труда, социальная активность и культурные потребности таких граждан позволяют, по мнению Владимира Путина, причислить их к креативному классу.
 
По словам представителя фонда «Общественное мнение» Катерины Кожевиной, понятие «средний класс» - идеальная форма для нашей державы, даже несмотря на то, что критерии оценки принадлежности людей к этой прослойке сегодня еще не выработаны. Эксперт напоминает, что Ричард Флорида назвал креативный класс авангардом экономики на постиндустриальном этапе ее развития.
 
«Основной смысл деятельности креативного класса – это постоянное генерирование идей, новых методик, технологий, содержания и т.п. При этом важным моментом здесь является оплата такого труда. Я говорю о том, что если женщина на отдыхе выплетает что-то из бисера для членов своей семьи, то к креативному классу ее относить не следует», - отмечает госпожа Кожевина.
 
Эксперт обращает внимание на то, что результаты исследования показывают, каким образом в нашем обществе относятся к этому феномену. Она уверена: доля креативного класса в Российской Федерации не может превышать 20 процентов. Это поясняется структурой занятости субъектов российского рынка труда, где 6 процентов граждан являются управленцами и 14 процентов – специалистами. То есть только 20 процентов работающих – потенциальные родители новых идей.
 
Ольга Крыштановская, куратор Центра по вопросам деятельности элит РАН полагает, что в нашей стране креативного класса нет в принципе. Она считает, что в России пока имеется только интеллигенция, к которой следует относить и креативно мыслящих IT-специалистов.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: