Построение карьеры

Как бороться с зависимостью от собственных подчиненных?

naim.ru logo
Всем известно, что в любой компании начальники и подчиненные имеют друг с другом достаточно жесткую и неразрывную связь. При этом нельзя говорить о том, что исключительно сотрудники фирмы зависят от руководства, ведь очень часто имеют место обратные ситуации. Давайте попытаемся разобраться, какими методами можно удержать необходимый баланс отношений в коллективе.

Далеко не каждый начальник может признать, что он хоть каким-то образом зависит от своих работников, однако этот факт всегда был очевидным. Трудовая деятельность цеха, отдела или предприятия в целом должна базироваться на исполнительности, дисциплинированности и профессионализме не только руководящего состава, но, прежде всего, рядовых тружеников. Понятное дело, начальник не в состоянии осуществлять постоянный контроль за всеми людьми, которые находятся в подчинении, ведь у него и без этого хватает более острых проблем. Именно поэтому работа очень часто строится на принципах доверия между шефом и сотрудником, а такое положение вещей, естественно, порождает зависимость первого от второго.

К тому же, давно известно, что чем больше работник незаменим для трудового процесса, тем в большей степени босс будет ощущать зависимость от него. Такие люди являются настоящей удачей для руководства, однако, с другой стороны, большой проблемой, так как даже непродолжительное отсутствие их на рабочем месте может создать серьезные проблемы для всего коллектива.

Обычно незаменимые сотрудники работают в компании в течение достаточно длительного промежутка времени. Они безумно преданны предприятию, ежедневно демонстрируют свою благодарность и приверженность. В подавляющем большинстве случаев такими работниками становятся люди, карьера которых развивалась здесь с нуля, а возможно, они сами уже успели наладить систему делопроизводства на каком-то определенном уровне или участке. Конечно же, статус незаменимого не дается в первый день приема – он зарабатывается годами, а иногда и десятилетиями. Для фирмы становится очень важным тот персонал, который по каким-то причинам не отдал часть своих обязанностей другим коллегам и не собрал за годы труда вокруг собственного рабочего стола людей, которые могут выполнить не хуже аналогичные задачи.

Если вы – начальник, и читая эту статью, вдруг внезапно осознали, что уже давно и безапелляционно зависите от людей, которыми руководите, можно посоветовать вам подумать, каким образом свести эту зависимость к минимуму. Первое, что нужно сделать в таком случае – это подстраховаться. Если вы определили, какой именно сотрудник в вашем отделе является незаменимым, то уместно будет отдать некоторую часть его обязанностей кому-нибудь другому. Необходимо наладить рабочий процесс так, чтобы каждый человек был взаимозаменяемым. Таким образом, когда «бесценный» уйдет на больничный, в отпуск, или, не дай Бог, в конкурирующую фирму, ваша собственная компания не ощутит на себе недостатка квалифицированной рабочей силы.

Никогда не стоит забывать также и таком явлении, как эффективный управленческий контроль. При каждом случае отсутствия работника вы должны располагать полным пакетом документов и любой информацией, касающейся того проекта, которым занимался в последнее время сотрудник. Следует всегда стремиться к тому, чтобы в вашем окружении было поменьше незаменимых людей, причем такое правило можно соблюдать не только в процессе трудовой деятельности, но и в жизни в целом.

Но если уже так получилось, что вы ощущаете постоянное давление зависимости от собственного персонала, впадать в панику ни в коем случае не стоит. Нужно постараться выглядеть еще более спокойным, и еще более уверенным в себе, дабы ваши сотрудники могли ежечасно убеждаться, что вся трудовая деятельность предприятия находится под вашим полным и пристальным контролем.

Говорить сотрудникам о том, что они для вас являются незаменимыми, конечно же, не нужно, ведь таким образом можно лишь усилить их уверенность в собственной важности, а себя сделать еще более зависимым. Приберегите такие слова для возможных критических ситуаций, когда коллектив потребуется сплотить для преодоления каких-то особенных трудностей. В такой ситуации похвала и признание незаменимости выступит ни чем иным, как мощным фактором мотивации. А если говорить об этом постоянно, то можно лишь поставить под сомнение свои лидерские способности.

Итак, теряться при внезапном или постепенном появлении жизненно важных подчиненных не состоит. Однако каждому начальнику очень важно знать, что в диаметрально противоположную крайность впадать также не рекомендуется – нельзя осуществлять попытки самоутверждения при помощи персонала, постоянно говоря людям о том, что они без вас абсолютно ничего не стоят. Ведь все сотрудники, в конце концов, зависят от вас не в меньшей мере, чем вы от них. А если вы будете постоянно демонстрировать свою власть и авторитет вместо того, чтобы помочь работникам, то в какой-то момент осознаете, что такое поведение оказывает отрицательное влияние на общий результат работы всего отдела.

Идеальный трудовой процесс можно представить в виде лодки, где и начальник, и подчиненные хотя и сидят на разной высоте, но гребут в одном и том же направлении. Не нужно делать из работников конкурентов, пора бы уже наладить с ними взаимовыгодное сотрудничество.
 
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: