Как избавиться от конфликта поколений в рабочем коллективе?

naim.ru logo
Наверное, каждая компания, которая занимается своей деятельностью уже не первый год, переживала такое явление, как конфликт поколений. Нужно сказать, что столь неприятная вещь возникает в стенах различных предприятий достаточно часто. Специалисты, впрочем, утверждают, что противостояние людей разных возрастов можно и нужно использовать для улучшения производительности труда.

Работники Европейского центра по вопросам экономики города Мангейма недавно провели исследование, в результате которого выяснилось, что эффективность рабочего процесса, как правило, всегда выше в фирмах, где коллектив состоит из представителей различных возрастных категорий. Автор проекта, доктор экономических наук Томас Цвик в своем докладе озвучил следующие мысли:

«Люди, принадлежащие к отдельным поколениям, в процессе сотрудничества очень часто положительно влияют на деятельность друг друга. Ведь можно получить, действительно, чудодейственную комбинацию, если прибавить к опыту старших сотрудников положительные черты характера молодежи – энергичность, гибкость, склонность к новаторским идеям».

С течением времени каждый член коллектива приобретает опыт, а его ответственность и дисциплина выходит на более высокий уровень. Именно эти три качества являются наиболее дефицитными среди юных специалистов. Доктор Цвик считает, что руководителям компаний стоит обратить особое внимание на тот факт, что смешанный способ формирования рабочей команды является в настоящее время наиболее эффективным. Стоит отметить, что по данным его исследования, лишь пятая часть всех немецких компаний используют такую методику при подборе персонала.

Но по какой же причине отношения между ветеранами и детьми цифровой эпохи очень часто оставляют желать лучшего? консультант по карьерным проблемам Кристина Зигерт утверждает, что главное зерно конфликта лежит в неодинаковых ценностных системах, а также различных стилях работы и жизни вообще. В настоящее время германские кадровики уже успели классифицировать персонал по возрастным критериям. Согласно этой классификации люди, которые появились на свет до 1945-го года, являются невероятно дисциплинированными. Следующее поколение, представители которого родились в период времени между 1945-м годом и 1964-м, очень любит проявлять инициативность и самостоятельность. Затем идут радикальные индивидуалисты, а начиная с 1980-го года – люди, именуемые детьми эпохи прогресса и компьютерных технологий.

Конечно же, каждое поколение имеет свое мнение по отдельным вопросам. Настолько ли важно не опаздывать на работу? Необходимо ли каждый день приходить в кабинет, если имеется возможность делать свое дело дома с большей эффективностью и удобством? Каким образом максимально комфортно решать проблемы: в разговоре по телефону или при помощи Интернет-связи? Специалисты утверждают, что в этих незначительных проблемах и проявляются различные взгляды на стиль трудового процесса, и именно они являются самой главной причиной того, что в коллективе раз за разом возникают острые конфликтные ситуации.

Кристина Зигерт считает, что наилучшим фундаментом для возведения крепкого здания конфликта, является ситуация, когда руководитель намного моложе своего персонала:

«Молодые управляющие практически всегда бросаются в работу с радикальным энтузиазмом, характерным исключительно для невозрастных людей. Это самая большая и, кстати, классическая ошибка. Посмотрев на молодого босса, каждый может сказать, что начальник считает себя самым лучшим, талантливым и умным. Однако, на самом деле, нужно умерить свою самоуверенность, не думать, что знаешь все лучше иных работников и постараться разглядеть тот бесценный опыт, которым владеют старшие сотрудники».

Если вести себя высокомерно, то недоразумения, обиды и конфликты будут запрограммированы в течение первых же дней сотрудничества. Ведь даже получив должность менеджера, никто не может обезопасить себя от плохого приема со стороны персонала, и добиться признания собственной квалификации от старших подчиненных. Именно поэтому Кристина Зигерт советует каждому вновь назначенному начальнику пройти соответствующие курсы, на которых подготавливают свежеиспеченных менеджеров, а, кроме этого, никогда не забывать о вежливом отношении к возрастным людям.

Впрочем, далеко не в каждой ситуации вина за конфликт лежит на молодых плечах. По словам консультанта, старшие коллеги постоянно намереваются сравнить свои профессиональные и лидерские качества с этими же качествами молодого босса. Они не могут понять, почему кабинет начальника достался кому-то другому. Такие чувства зависти и соперничества могут регулярно портить психологический микроклимат на предприятии.

Чтобы создать в коллективе дружелюбную рабочую атмосферу, Кристина Зигерт рекомендует постепенно культивировать корпоративные принципы, которые будут иметь в своей основе взаимоуважение каждого к каждому. Руководство предприятия должно устраивать тренинги, где представители отдельных поколений могли бы дискутировать друг с другом под наблюдением специалиста. А самое основное – не нужно искать причину недопониманий в возрастной разнице, ведь, на самом деле, зерно конфликта может лежать совершенно в другой плоскости.
 
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: