Построение карьеры

Как поддерживать дисциплину в коллективе?

naim.ru logo

Как определил раз и навсегда великий полководец Александр Васильевич Суворов, «дисциплина – мать победы». Поэтому, кроме вопросов о том, как найти, уговорить, мотивировать персонал, Вы как руководитель обязательно столкнетесь с необходимостью поддерживать закон и порядок в рамках зоны Вашей ответственности.
Последние годы мы были сложно воспитаны в рамках системы демократических, а чаще – псевдодемократических представлений. Где руководитель, конечно же, «демократ», а его главные ценности – «честность и открытость». Именно такие перлы можно найти в методичках и серьезных учебниках по менеджменту. Мы, очевидно, не хотим возвращаться в «тоталитарное прошлое», однако необходимо признать, что не все вопросы организации работы персонала решаются демократическими методами. Кто-то все-таки должен взять на себя ответственность и перестать «быть хорошим». И скорее всего, это будете Вы – эффективный руководитель.


Так где же проходит водораздел между демократией и авторитаризмом? Что отличает руководителя от «попустителя»? Только дисциплина. А она не терпит компромиссов. Не рассчитывайте на внутреннюю дисциплинированность Ваших сотрудников. Если Вы не позаботитесь о дисциплине, то даже самые ответственные люди, воспитанные родителями, школой и армией, окажутся в меньшинстве. Засучите рукава и…

Начните с себя

Дисциплина всегда начинается с руководителя, и никакие инструкции, корпоративные кодексы, штрафы, общественные порицания, бойкоты и вызовы «на ковер» не помогут, если сам руководитель отказывается им следовать. Если Вы опаздываете – сокрушение по поводу разовых и массовых опозданий сотрудников – пустое сотрясание воздуха. Если Вы работаете спустя рукава, не удивляйтесь тому, что производительность труда падает, пока не упадет до самой критической отметки. Если Вы болтаете с домашними по мобильному телефону, Ваши грозные взгляды в сторону общительных сослуживцев совершенно бесполезны. И так до бесконечности. По любым значимым вопросам.

Руководитель задает общий тон, стиль, делает погоду, наконец. На Вас смотрят и оглядываются. На Ваше мнение опираются, а на поведение ориентируются. Поэтому не жалуйтесь на несовершенство человеческой натуры и начинайте дисциплину с себя. После того как Вы договорились с собой, следуйте еще нескольким простым правилам.

Соблюдайте дистанцию

При всем многообразии существует всего два варианта действий, в результате выполнения которых можно стать руководителем. Вариант первый – когда руководитель проходит все этапы карьерного пути в компании от рядового сотрудника до руководителя подразделения. Вариант второй – когда руководитель берет управленческие высоты в новой организации. Однако здесь любого руководителя может подстерегать новая трудность – все (или почти все), что он захочет сделать, сразу же столкнется с корпоративной культурой коллектива, которым он должен руководить.

И в первом, и во втором случае ключевым инструментом продвижения своих управленческих решений является дистанция, ведь она представляет собой обязательный элемент управления. В управлении подчиненными этот элемент позволяет руководителю видеть ситуацию со стороны, не «включаться», проводить контроль и находить возможности для маневра. Также дистанция значительно влияет на подчиненных, задавая ориентиры и границы допустимого поведения, охлаждая горячие головы и сдерживая порыв потребовать справедливости. В целом, дистанция заставляет персонал вести себя правильно и прилично.

Однако не следует забывать о том, что проявление заботы о подчиненных, совместная работа над новыми и интересными проектами, создание праздничного настроения и т.д. также являются важными элементами. Дистанция ни в коем случае не означает, что к окружающим следует относиться высокомерно и с презрением. Дистанция – это вариант воспитания, который позволяет и работать, и веселиться. Поэтому если дистанции нет, руководитель должен её восстановить. Если же дистанция есть – не стоит проверять её на прочность.

Готовые решения

Знаете, чем отличается управление от спортивного ориентирования? В спортивном ориентировании Вы ищете решение и в процессе бега по пересеченной местности реализуете талант и получаете удовольствие. А в управлении решение должно быть заранее. Причем не только у Вас, но и у Ваших подчиненных.

Это, во-первых, означает, что все правила, процедуры, допустимые и недопустимые действия, критерии эффективности работы, равно как меры по их поддержке и стимулированию, должны быть известны сотруднику до начала работы. Он не должен догадываться, не должен искать. Он должен знать не только, как действовать, но и границы собственных полномочий. По принципу Парето в 80 случаях из ста – как справиться самостоятельно, в остальных 20 – как справиться с помощью руководства. Во-вторых, знание условий и принципов работы нужно скрепить согласием. Поэтому со всеми правилами распорядка, должностными инструкциями и приказами принято знакомить «под подпись». В этом есть глубокий бюрократический смысл. Теперь не только Вы знаете, что хорошо, что плохо, но и Ваши сотрудники.

Важные «мелочи»

Есть еще ряд деталей, которые необходимо проговорить.

1. Давши слово – держись. Не давайте пустых обещаний, а если даете – выполняйте, поскольку выполнение обещаний и дисциплина – вещи, связанные напрямую.

2. Переходим на «Вы». Это следует делать вне зависимости от того, моложе Вы или старше Ваших подчиненных, принято ли в Вашем коллективе называть всех по имени-отчеству или просто по имени, Вы давно знакомы или познакомились недавно. Простое и уважительное «Вы» оказывает огромное влияние на подчиненных и хорошо дисциплинирует.

3. Держим лицо. Бесспорно, чем успешнее руководитель, тем больше всяческих гадостей в свой адрес ему придется услышать. Чем больше у него полномочий, тем более сложные решения ему придется принимать. И здесь совершенно не важно, что подумают люди, а особенно, что они скажут. Поэтому на все ситуации следует реагировать со сдержанной доброжелательностью.

4. Держим удар. Без сомнений, проявление таких обычных человеческих эмоций, как удивление, гнев, растерянность, слабость, делает любого руководителя более человечным. Но права на это у Вас нет. Свои сомнения Вам следует оставить при себе – дома или у психотерапевта.

5. Тон делает фразу. Неоспоримый факт, что криков руководителя опасаются все подчиненные, потому что никто из персонала не хочет быть втянутым в конфликт или быть публично оскорбленным. В то же время подчиненные знают, что проявление таких эмоций со стороны руководства является сигналом о потере контроля. Запомните, что любой разговор на повышенных тонах так или иначе покажет Вашу уязвимость, что в свою очередь сократит корпоративную дистанцию.

6. Руководитель «жжет» дома. Руководство не должно пить и играть с подчиненными. Естественно, что кому-то нужно больше контроля, а кому-то – просто помочь или просто повеселиться. Однако, к огромному сожалению, в большинстве случаев совместное времяпрепровождение (досуг) руководства и подчиненных в большей степени разъединяет, чем объединяет. Поэтому как бы руководителю не хотелось «зажечь», следует соблюдать дистанцию.

Пример: генеральный директор одной компании был убежден, что вечер пятницы – уникальная возможность не только для послабления дресс-кода. Вечер пятницы – великолепный шанс для сплочения коллектива. Поэтому в пятницу в переговорную стягивались все руководители подразделений – получить очередную дозу командного взаимодействия. Вечерние заседания заканчивались в разное время с разным результатом, в том числе с потерей имущества компании и разбитыми носами сотрудников. Но генеральный директор настойчиво гнул свою линию. Он был искренне убежден, что это ведет к дружбе, взаимопониманию, сотрудничеству, и не хотел замечать, что не только офисные дамы, но и представители сильной половины готовятся к пятничным посиделкам как к невыносимой, но обязательной повинности. Однако двух замечаний и консультаций было достаточно, чтобы остановиться. Это был настоящий генеральный директор, поэтому решение было принято соломоново: был издан приказ о недопустимости пребывания в офисе после окончания рабочего дня. Все вздохнули с облегчением.

Учет и контроль

Итак, Вы собраны, а сотрудники вооружены полезной информацией. В общем, все готовы к трудовым свершениям. Но дисциплине этого недостаточно, она требует постоянного внимания и поддержки, учета и контроля. На первый взгляд люди – сложный материал для учета, поскольку в них очень много субъективного. Но отбросьте эмоции, то есть интересуйтесь не внутренним миром, а лишь одним поведением, причем поведением, имеющим отношение исключительно к трудовой дисциплине. Правила же поведения всегда простые.

1. Время

Для поддержания дисциплины учитывайте в первую очередь время. Знакомая картина – сроки выполнения работ регулярно отодвигаются, все работают допоздна, устают и жалуются. И может показаться, что объем работ нечеловеческий. Но что это? Подойдите к мониторам – все сидят «Вконтакте» или в «Одноклассниках». Прислушайтесь к телефонным разговорам: «Все как обычно… Ты ел?... У неё такой ужасный характер… Давно тебя не видела… Почему ты так со мной разговариваешь?». Позвоните на внутренний телефон сотрудника – молчит. Выясняем: курит или обедает.

Учет времени всегда покажет, насколько загружен Ваш персонал. Время – самый объективный и нейтральный показатель происходящего. «Точность – вежливость королей». Поэтому все временные нормы должны исполняться обязательно: пришел, ушел, обещал – сделал, не успел – предупредил. И ничего, что наш Трудовой кодекс меряет все крупными мазками четырехчасового опоздания. Если Ваши сотрудники уважают время – все идет по плану. Если со временем непорядок – надо что-то менять.

2. Дресс-код

Униформа врачей, монтажников, менеджеров по продажам раз и навсегда закрывает гигантскую брешь несоответствия внешнего вида сотрудников принятым корпоративным стандартам. Одежда продаваемых марок на продавцах – требование компаний – лидеров торговли класса люкс. Банковского работника любого пола легко определить по строгому синему костюму. Менеджера среднего звена крупной международной компании узнаете из тысячи… по розовой рубашке. И даже госслужащие – носители корпоративного костюма незаметных расцветок – вынуждены вводить правила внешнего вида не только для себя, но и для посетителей.

Если у Вас все проще, то подойдет классика жанра – белый верх, черный низ, закрытые плечи и декольте. Принимая во внимание, что главная тенденция дресс-кода последних лет – либерализация, просто следите, чтобы все было аккуратно: волосы чистые, рубашки или водолазки свежие, ботинки начищенные.

3. Речь

Для того чтобы язык не стал врагом, за речью следят все, всегда и везде. К лингвистическим нарушениям обрядов и традиций на работе традиционно относят ненормативную лексику. Казалось бы, речь без ненормативных включений – непреложная норма и обязательное правило, но и здесь все не так просто. Случались ситуации, когда работники известных организаций утверждали, что для них ненормативная лексика – норма.

Еще один важный критерий непорядка (только не удивляйтесь) – это ложь. Обман даже по мелочам настораживает. Это означает, что сотрудники либо опасаются говорить правду, либо скрывают от руководства серьезные проблемы. И в том, и в другом случае ложь демонстрирует отсутствие лояльности, доверия, а также возможность кризиса в любой момент.

Два слова об ассесменте

Иногда руководителям кажется, что замечаний для контроля дисциплины и оценки эффективности труда сотрудников недостаточно, и тогда они решаются на крайнюю меру – ассесмент. Сегодня инструменты и процедуры ассесмента – предмет пристального внимания и обсуждения в профессиональной прессе. Эта модная и популярная тенденция отражает надежду на объективность оценки эффективности работы персонала.

Действительно, для учета, контроля и планирования деятельности могут быть предусмотрены разноплановые процессы и процедуры, которые, с одной стороны, позволяют управлять большими коллективами, а с другой – увидеть нестыковки и точки роста в крупном хозяйстве. Но здесь есть одно «но». Дело в том, что ассесмент по силам только мощным игрокам. Современные инструменты и процедуры оценки предназначены для крупных компаний с очень сильной дифференциацией функций и специализацией труда. Сила бренда, репутация, широкие социальные возможности позволяют сбалансировать инструменты контроля и оценки.

Любые попытки перенести накопленный в крупном бизнесе опыт в малый и средний бизнес приводят к очень странному результату – люди обижаются и уходят. Инструменты оценки жесткие, а ресурсов для удержания людей в условиях жесткой оценки у реального сектора нет: зарплаты небольшие, соцпакет условный. Поэтому без специальных задач и достаточных ресурсов не стоит проверять коллектив на прочность. Он не выдерживает.

Делая выводы, можно сказать, что достичь дисциплины в коллективе можно лишь путем воспитания как самого руководителя, так и воспитания его подчиненных. При этом следует учитывать такие немаловажные факторы, как дистанция, время, речь, дресс-код, поведение и психологическая подготовка. Не зря говорил Суворов, что дисциплина – мать победы.
 
 
 
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: