Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Классификация видов и области применения бенчмаркинга в системе менеджмента предприятия

Ускоренное усиление и обострение конкуренции, вызванное процессами активного развития рыночной среды и глобализацией мировой экономики, заставляет современное отечественное предприятие соревноваться с лучшими компаниями не только на внешнем, но и внутреннем рынках. При таких условиях предприятие должно постоянно осуществлять мониторинг собственных сильных и слабых сторон, находить пути укрепления конкурентных преимуществ, выявлять и ослаблять причины недостаточной эффективности рыночной деятельности, определять и реализовывать стратегические меры.

Одним из аналитических инструментов эталонного тестирования, решения определенных проблем и формирования рыночных стратегий является бенчмаркинг. Термин бенчмаркинг происходит от английского «benchmark» - точка отсчета, стандарт, ориентир. В предпринимательстве бенчмаркинг связан с поиском и изучением лучшего опыта, который рассматривается как эталон, ориентир для предприятия и помогает осуществлять собственный бизнес более качественно и продуктивно.
 
При наличии различных определений бенчмаркинг в системе менеджмента предприятия - это постоянный процесс поиска, анализа и оценки методов и результатов деятельности предприятия и его структурных подразделений, который осуществляется путем сопоставления с избранным эталоном или ориентиром, к которому стремится предприятие. Фактически бенчмаркинг при принятии управленческих решений ориентируется на лучшую практику внутренней и внешней бизнес-среды.
 
В Японии бенчмаркинг по содержанию сопоставляется с термином «dantotsu», что означает стремление к лучшему, достижение идеала. В западном предпринимательстве он получил широкое распространение и применяется большим количеством компаний с целью достижения преимуществ над другими путем поиска и адаптации методов, приводящих к высшим достижениям. В отличие от традиционного метода целенаправленности, основанного на экстраполяции, конкурентного анализа и маркетингового исследования, бенчмаркинг имеет следующие особенности:
 
- непрерывность самосовершенствования;
 
- установление амбициозных и реалистичных целей, содействие достижению успеха путем обеспечения соответствия между установленными функциями и общими ожидаемыми результатами;
 
- использование процессного и функционального подходов; - исследование практики как собственных структурных подразделений, так и различных предприятий с оценкой результатов;
 
- применение для любого предприятия, имеющего подобную деловую практику или продуцирующего подобный продукт труда;
 
- выявления лидеров;
 
- определение объекта исследования по мировым стандартам;
 
- учет мнения потребителей;
 
- адаптация выявленных идей для улучшения собственного бизнеса и т.д.
 
Результативность бенчмаркинга достигается при условии внедрения передового опыта с учетом миссии предприятия, масштабов и других особенностей бизнеса. Для выбора возможного варианта позиционирования бенчмаркинга в системе менеджмента предприятия важное значение приобретает проведение классификации, выявление особенностей и обоснование сфер целесообразного применения его видов. В бизнес-среде выделяют внутренний и внешний бенчмаркинг.
 
Внутренний позволяет предприятию детально изучить собственную деятельность через призму сравнения качества, характера и результатов работы структурных подразделений. Объектами внутреннего бенчмаркинга являются отделы, филиалы, производственные, вспомогательные и обслуживающие подразделения, которые занимаются аналогичными видами деятельности. Задачи внутреннего бенчмаркинга:
 
- содействие изучению и установление минимально допустимых уровней эффективности имеющихся на предприятии процессов и видов деятельности;
 
- выявление актуальных проблем и сфер деятельности, которые требуют совершенствования без привлечения стороннего опыта;
 
- ликвидация синдрома неприятия чужого опыта;
 
- содействие развитию внутренних коммуникаций предприятия;
 
- создание базы для проведения внешнего бенчмаркинга;
 
- разработка предложений по внедрению передового опыта в рамках программы непрерывного усовершенствования;
 
- усиление влияния факторов, определяющих эффективность работы;
 
- формирование общих взглядов и предпочтений у сотрудников.
 
К преимуществам применения такого вида бенчмаркинга отнесены: доступность и простота сборки и обработки данных, высокий уровень точности результатов сравнения, своевременное выявление успешного опыта; быстрое получение обратной связи. К недостаткам - внутренняя ограниченность, незначительное внимание руководства к полученным результатам, низкая вероятность достижения качественно нового уровня развития во внешней бизнес-среде и т.д.
 
Внешний бенчмаркинг заключается в сравнении предприятия с иностранными компаниями и организациями. В зависимости от выбранного эталона для сравнительного оценивания различают несколько разновидностей внешнего бенчмаркинга, в частности конкурентный, отраслевой, межотраслевой, глобальный.
 
Конкурентный бенчмаркинг позволяет оценить уровень эффективности деятельности предприятия по сравнению с его прямыми конкурентами, выявить их сильные и слабые стороны для разработки собственной стратегии успешного рыночного позиционирования. Объектами такого вида бенчмаркинга являются системы и процедуры, применяемые прямыми конкурентами, целью - постоянное совершенствование деятельности предприятия с использованием знаний и навыков конкурентов. При этом предприятие должно стремиться не только достичь уровня развития конкурентов, но и превысить его путем постоянного внедрения инноваций. Такой вид маркетинга применяется предприятиями, которые проводят рыночную деятельность в высококонкурентной среде.
 
Преимуществами конкурентного бенчмаркинга являются постоянный мониторинг рыночной среды, возможность улучшения позиционирования предприятия и его продуктов труда на рынке. Недостатки: сложность процесса сбора данных, чрезмерное внимание к факторам общей конкурентоспособности в процессе исследования и др.
 
Отраслевой бенчмаркинг базируется на сравнении предприятий, принадлежащих к одной отрасли, но не считающихся прямыми конкурентами. Он применяется для выявления существующих тенденций, инноваций в рамках определенной отрасли и обоснования совершенных критериев оценки эффективности предприятий. Преимущества данного вида бенчмаркинга заключаются в наличии доступа к информации, аналогичности технологии исследования, сопоставимости результатов, возможности формирования сети «лучших практик», однако «официальное мышление» ограничивает поиск новых подходов к улучшению деятельности предприятия.
 
Главной целью межотраслевого бенчмаркинга является поиск примеров передового опыта в других отраслях. Адаптация «лучшей практики» предприятия из другой области может быть высокоэффективным инструментом совершенствования собственного бизнеса, что способствует поддержанию непрерывного процесса повышения уровня эффективности и внедрения успешных достижений. Но его проведение требует больших затрат и сопровождается трудностями, связанными с адаптацией опыта к другой бизнес-среде.
 
Согласно предмету исследования бенчмаркинг разделяют на процессный, функциональный и бенчмаркинг результатов деятельности. Процессный направлен на изучение практики построения бизнес-процессов, расширение научной и информационной базы бенчмаркинга. Функциональный бенчмаркинг применяется для сравнения характеристик определенных функций на эталонных предприятиях, что обеспечивает высокий потенциал инновационных методов и быстрый доступ к базам данных. При проведении такого исследования возникает проблема сравнения агрегированных показателей. Бенчмаркинг результатов деятельности направлен на сравнение исходных аналитических показателей с последующим изучением процессов, благодаря которым достигнуты их оптимальные значения.
 
По временному критерию бенчмаркинг делится на стратегический и оперативный (тактический). Целью стратегического бенчмаркинга является оценивание альтернатив, разработка и реализация стратегий с учетом ключевых факторов успеха в отрасли и конкурентной среде для улучшения позиционирования на рынке в долгосрочном периоде. Оперативный бенчмаркинг способствует принятию тактических решений, обеспечивающих в краткосрочной перспективе достижение рыночных преимуществ в различных направлениях деятельности предприятия.
 
Выбор отдельных видов и областей применения бенчмаркинга на предприятии зависит от поставленных перед ним целей, стадии развития и состояния отрасли, в которой предприятие функционирует. Надлежащее позиционирование бенчмаркинга в системе менеджмента предприятия изменяет подходы к стратегическому и тактическому планированию, формированию маркетинговой информационной системы и проведению маркетинговых исследований, процессов разработки и выхода на рынок с новым предложением, обеспечивает выборочное применение лучшего опыта, непрерывность процесса совершенствования, экономическую стабильность и достижение коммерческого успеха. В то же время бенчмаркинг не является панацеей, использование которой гарантирует успех. Это всего лишь инструмент обучения способам его достижения.
 
Выводы. В условиях нестабильной бизнес-среды возникает потребность в разработке стратегической ориентации предприятия на лучшие достижения в отрасли, конкурентной среде и мировом сообществе с помощью эталонных исследований, оценки их результатов и адаптации собственной деятельности к передовому опыту.