Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Классификация стилей управления в зависимости от интересов и целей руководителя

В зависимости от интересов, которые преследуют руководители, и от первоочередных целей, на которые они ориентируются, выделяют деловой, бюрократический и торгашеский стили управления.

Признаками делового стиля управления является ориентация руководителя на  конечную цель деятельности коллектива, точное и своевременное выполнение намеченного. Он основан на принципе «интересы дела превыше всего».
 
Деловой руководитель:
 
• стремится к поиску кратчайших оптимальных путей и эффективных методов решения назревших проблем;
• ответственно относится к использованию ресурсов и  рабочего времени;
• проявляет способность к осознанному риску;
• мыслит самостоятельно;
• проявляет инициативное и креативное отношение к делу;
• работает с учетом перспективы;
• пытается предвидеть новые проблемы и заранее отрабатывает меры по их решению;
• обеспечивает гибкость распорядительной деятельности (своевременная коррекция или отмена ранее принятых решений, выполнение которых в силу сложившихся обстоятельств нецелесообразно или невозможно);
• обеспечивает единство слова и дела;
• проявляет критическое отношение к достигнутому;
• систематически повышает свою квалификацию и укрепляет самодисциплину;
• упрощает и совершенствует управленческий труд;
• ориентируется на знания, опыт и мировоззрение подчиненных;
• освобождает от волокиты, формализма и канцелярщины.
 
Деловой стиль управления основывается на высокой компетентности руководителя, глубоком знании порученного дела, умении осуществлять комплексный анализ обстоятельств, принимать эффективные решения и добиваться их реализации.
 
Бюрократический стиль управления характеризуется смещением интересов и целей с основного дела на вспомогательные организационные, формально-административные функции. Если для руководителя делового стиля трудовая дисциплина является непременным условием выполнения производственных задач, то для руководителя-бюрократа основным является не дело, а  дисциплина и порядок сами по себе, даже если они не приносят результатов.
 
Бюрократический руководитель:
 
• ориентируется на мнение вышестоящих должностных лиц;
• важным считает не результаты работы, а то, как оценит ее высшее руководство, работает не на достижение цели, а для очередной проверки;
• перестраховывается, старается быть на попечении, ведь начальству всегда виднее, ибо оно все знает;
• применяет меры, создающие видимость его активной деятельности, часто чисто показательные;
• имеет слепую веру в целесообразность имеющихся организационных структур;
• противится изменениям, поскольку боится потерять свой статус в управленческой иерархии, или дополнительной ответственности и необходимости осваивать новые знания и навыки работы.
 
Бюрократический стиль управления характеризуется бездушностью, ему присуще узкое ведомственное мышление, сознательное ограничение своей компетенции. Бюрократа не обходит все, что выходит за пределы официально установленных функциональных обязанностей. Бюрократы являются основными противниками широкой гласности. Бюрократизм подавляет самостоятельность и инициативу, ставит преграды на пути нового. Влиятельность бюрократов основывается на канцелярских секретах и застывшей организационной структуре.
 
Еще одним негативным стилем управления является торгашеский стиль. Его основа - узкий практицизм, прагматизм, при которых совсем игнорируется общественно-политическая и  моральная стороны дела.
 
Торгашеский стиль удачно маскируется под деловой стиль, поскольку  формально имеет с ним много общих черт, а именно: активность, предприимчивость, умение выходить из затруднительных ситуаций, способность рисковать, стремление к упрощению властной составляющей управления. Торгашеский стиль нацелен на реализацию корыстных интересов, представленных как интересы предприятия или даже общественные интересы. Ему присущи демагогия, видимость заботы об интересах предприятия, отрасли, государства, бездушное отношение к людям. Руководители торгашеского стиля чаще всего избегают конфликтов, их беспокоит личное обеспеченное и безопасное существование, экономические интересы и карьерный рост.
 
Существует классификация стилей работы руководителя в зависимости от отношения к делу и подчиненных ему людей.
 
Руководитель, который сосредоточен на работе (ориентирован на задачу), прежде всего беспокоится о выполнении задания и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Для руководителя, сосредоточенного на человеке, основной заботой являются работники. Руководитель делает ставку на взаимопомощь, максимальное участие работников в принятии решений, поощрение профессионального роста подчиненных и т.п. Однако бывает, что стиль руководства одновременно ориентируется и на работу, и на человека. Стиль управления и его формирование зависит, прежде всего, от личных качеств руководителя, степени зрелости трудового коллектива в целом и отдельных его членов в частности.
 
Как видим, среди стилей управления в зависимости от интересов и целей руководителя самым эффективным является деловой стиль, который основан на принципе «интересы дела превыше всего».