Может ли начальник сказать «не знаю»?

naim.ru logo
Подавляющее большинство неправильных решений, которые принимаются в ходе управления компанией, связаны с некомпетентностью руководства. Давайте попробуем разобраться, имеет ли право начальник признаваться своим подчиненным в том, что он даже не представляет, каким образом нужно вести себя в той или иной ситуации.
 
Когда руководитель не знает, что нужно делать, и не имеет ни малейшего желания рассказать о собственном непонимании вопроса окружающим людям, он может достаточно легко совершить опрометчивые поступки, которые в будущем приведут к необратимым последствиям. Как правило, в таких ситуациях подчиненные начинают замечать проявления агрессии со стороны начальника, объектом которой являются члены его рабочего коллектива. Если человек боится показаться другим людям некомпетентным, мысли его становятся менее ясными, а способность к рациональному мышлению снижается в несколько раз. Начальник думает не о том, насколько его распоряжение повлияет на будущее компании, а о соответствии своего решения прошлым указаниям, ведь никто не хочет выглядеть глупым и непоследовательным. Естественно, такие действия нередко приводят к очень печальным событиям.
 
Стоит, впрочем, отметить, что боязнь начальства лишиться статуса уважаемого и авторитетного человека, как правило, бывает необоснованной. Практикой уже давно доказано, что лидер, который способен вовремя поведать подчиненным о том, что какую-то проблему ему решить сложно, наоборот, укрепляет свой положительный статус подобными действиями. Склонность к справедливой самокритике всегда добавит шефу лишние баллы и сделает его более гибким и мудрым в глазах своих работников. Однако усердствовать в таких вопросах также не стоит. Если Вы будете ежедневно менять вектор своего управления, то подчиненные могут просто дезориентироваться в такой сложной и переменчивой рабочей атмосфере.
 
Нужно понимать, что говорить «не знаю» в беседе с сотрудниками следует далеко не всегда. Если Вы чувствуете, что наступил момент, когда необходимо принимать важное решение, не пытайтесь нагрузить плечи подчиненных своей ответственностью. А когда ситуация, требующая быстрой реакции, кажется Вам неопределенной или неоднозначной, сделайте все возможное, чтобы разрешить ее в минимально короткие сроки. Естественно, Вы можете узнать у подчиненных или коллег, что они думают по этому вопросу, и какие соображения у них имеются на это счет. Услышав мнение работников, вы будете иметь возможность взглянуть на проблему более объективно, а кроме этого, узнаете несколько вариантов решений, из которых выберите наиболее подходящий.
 
Ну а когда ситуация не требует от Вас быстроты действий, а нежелание смутить подчиненных собственной некомпетентностью присутствует, попробуйте повременить с принятием решения. Если же сотрудники прямо зададут Вам вопрос, скажите, что еще не до конца изучили некоторые обстоятельства и хотите получить дополнительную консультацию от специалистов. Еще один вариант – можно предложить работнику взять перерыв, заявив, что Ваше мнение станет достоянием общественности лишь через некоторое время. Если Вы решили поступить именно так, то потрудитесь объявить крайние сроки, которые Вам необходимы для обдумывания ситуации. Таким образом Вы не позволите себе расслабиться и не будете затягивать с принятием решения, а своим конкретным указанием предельных сроков не дадите подчиненным шанса усомниться в Вашей профессиональной компетентности и лидерских качествах. При этом совершенно не важно, будете ли Вы размышлять десять минут или возьмете на обдумывание сутки. Самое главное – выполните данное обещание.
 
Конечно же, даже самый опытный и мудрый руководитель не может и не должен знать абсолютно все. Здесь необходимо отделять решения по организации рабочего процесса и решения содержательного характера. Если Вам доверена роль управленца, то Вы, в первую очередь, должны прекрасно разбираться в кадрах, однако технологические подробности осуществления трудовой деятельности отделом или предприятием Вам знать совершенно необязательно. Не нужно впадать в панику, когда Вы понимаете, что решить проблему не можете, стоит просто переадресовать вопрос более компетентному сотруднику.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: