Построение карьеры

Мотивирующий эффект корпоративных праздников

naim.ru logo

Корпоративные мероприятия — это особая форма корпоративной культуры, без которой в современных условиях трудно представить себе существование любой организации. Проведение таких мероприятий положительно сказывается на работоспособности сотрудников компании, способствует укреплению командного духа, улучшению межличностных отношений в коллективе.

Обычно «корпоративом» называют организованный полностью или частично за счет компании праздник, пикник или банкет для сотрудников, реже — для сотрудников и членов их семей. Иногда корпоративными мероприятиями называют также всевозможные тренинги, в том числе командообразования, в которых принимают участие сотрудники. Четкую границу между этими понятиями можно провести, сравнивая их основные цели и смысловую нагрузку. Тренинг — это мероприятие, организованное с целью обучения и, в идеале, мотивации сотрудников. Праздник же устраивается с целью, в первую очередь, развлечь, создать хорошее настроение. Попытаемся выяснить, какие еще цели, явные или неявные, могут быть достигнуты при проведении праздника, организованного за счет компании.
 
Цель №1. Сплочение коллектива
 
Часто корпоративным праздникам приписывают функцию сплочения коллектива. Действительно, праздник может несколько улучшить сложные из-за структурного конфликта отношения, к примеру, между менеджерами по закупке и менеджерами по складированию. Однако противоречие, возникающее из-за различия задач и целей работы сотрудников (одни должны больше закупать, другие — держать на складе меньше товара), никаким «корпоративом» не устранить.
 
Предположим, в компании возник конфликт из-за непонимания сотрудниками важности работы других подразделений. В этом случае праздник может и обязан помочь. Но, поставив такую цель, нужно понимать, что обилие вместе выпитого пива не приблизит сотрудников к осознанию важности функций, выполняемых разными отделами. Необходима целенаправленная работа организаторов, которая должна начаться на этапе планирования праздничного мероприятия.
 
Сформируйте несколько «бригад», которые будут готовить некие выступления. Например, сотрудники отдела продаж с помощью пантомимы «расскажут сказку» из жизни сотрудников офиса, а те, в свою очередь покажут, как они представляют себе жизнь сотрудников отдела продаж. Трудно будет заставить людей приступить к этой работе, но когда она начнется, то сотрудники неизбежно начнут общаться, выяснять нюансы деятельности друг друга. Так, может быть, сплочение и произойдет.
 
Если на повестке дня стоит вопрос формирования команды, то для этого нужно проводить командообразующий тренинг, а не праздник. Из развлекающихся нетрезвых людей создать команду с помощью, например, конкурса «Кто дальше прыгнет», невозможно. От тренинга пользы будет больше. Для того чтобы стать командой, члены коллектива должны что-то делать вместе, причем неоднократно, до победы. Хорошо, если они проанализируют свои ошибки и сделают свою работу потом еще лучше. Можно провести так называемый «веревочный» тренинг на природе, можно — тренинг командообразования в помещении. Для сотрудников высшего звена возможна организация двухдневного тренинга-интенсива с вечерним посещением бани. Вариантов мероприятий, проводимых с целью формирования командного духа, существует много, но в любом случае это должен быть не праздник, не пикник и не банкет. Если в Вашей организации нет хороших бизнес-тренеров, которые взяли бы на себя проведение данного мероприятия, то лучше обратиться за помощью к профессионалам.
 
Цель №2. Формирование лояльности. Привлечение и удержание сотрудников
 
Формирование лояльности сотрудников к компании — вполне возможный и желательный результат любого праздничного мероприятия. Лояльность сама по себе не увеличивает эффективность работы, не повышает производительность труда. Но Ваши сотрудники будут ощущать большую удовлетворенность тем, что работают именно в Вашей компании, и реже думать об увольнении. С помощью праздников легче достичь лояльности молодых (20–25-летних) сотрудников, которые приходят на работу не столько работать, сколько «тусоваться». Если сфера деятельности компании — развлечения, реклама и т.п., тогда сотрудники сами подготовят праздник, сами себя развлекут и прекрасно отдохнут. Вспомним всем известные театральные капустники.
 
Цель №3. Адаптация новых сотрудников
 
Если в Вашей компании большая текучесть кадров, если Ваши сотрудники — студенты и молодежь, проводите корпоративные праздники регулярно. Это хорошая возможность узнать новых сотрудников поближе, провести для них презентацию компании, корректно познакомить их с принятыми в компании нормами и ценностями. Безусловно, новички получают информацию о стандартах поведения и общения, принятых в компании, обычно при приеме на службу или в процессе работы, одним словом, до того, как примут участие в корпоративной вечеринке. Но и праздник может сыграть в деле адаптации новых сотрудников большую роль. Важно тщательно поработать над его сценарием и привлечь к участию в организации мероприятия неформальных лидеров компании. Это нужно сделать для того, чтобы не возникло обратного эффекта, когда на празднике сотрудник узнает, «как у нас все на самом деле», и все усилия сотрудников службы персонала пропадают даром. Чтобы такого не произошло, заниматься вопросами корпоративной культуры нужно методично и постоянно, а не только перед праздником.
 
Цель №4 . Подведение итогов года, награждение ценных сотрудников
 
Главное — не превратить мероприятие в отчетное собрание. Правильнее будет после собрания по итогам года устроить фуршет, во время которого сотрудники смогут неформально пообщаться. Этот вариант подходит для руководителей компании и менеджеров. При грамотном подходе к вопросу церемония награждения может стать событием, которого ждут. Важно награждать тех сотрудников, чьи достижения очевидны для других. Хорошо, если сами работники примут участие в голосовании за номинантов. Это позволит сделать процедуру награждения менее формальной, и людям будет приятно, что их достижения отметили коллеги, а значит, зависти и слухов (типа — «любимчик начальства») не возникнет.
 
Цель 5. Донесение до сотрудников миссии компании
 
Если Вы решили начать «грамотно» управлять компанией, выработали ее миссию и стратегию на следующий год, то желательно провести мероприятие, на котором Вы сможете донести данную информацию до своих сотрудников. Если же система ценностей компании давно сформирована, миссия выработана, то праздничные мероприятия можно использовать для того, чтобы с помощью определенных ритуалов поддерживать у сотрудников чувство «сопричастности», гордости за компанию. В идеале после такого мероприятия мотивация сотрудников может повыситься за счет удовлетворения их потребностей в самоуважении, благодаря осознанию смысла и ценности своей деятельности, ощущению причастности к большому делу. Но для того, чтобы сотрудники постоянно помнили о целях и миссии компании, ее руководству необходимо вести планомерную работу. И праздники, в числе других мероприятий, могут мотивировать на достижение повышенных результатов и способствовать формированию лояльности.
 
Цель 6. Разное…
 
Возможно, есть еще цели, ради которых можно провести праздничное мероприятие. Например, освоить бюджет, сделать приятное генеральному директору, проверить активность и лояльность сотрудников (будут ли участвовать, прославлять любимую фирму). Такое тоже может быть. Говорить о мотивирующем эффекте таких мероприятий вряд ли возможно, но ведь он и не предполагается при такой постановке целей.
 
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКА
 
Очень многие руководители компаний любят проводить корпоративные мероприятия, даже гордятся ими. Однако зачастую «неблагодарные» сотрудники не только не радуются и не хотят «сплачиваться» незамедлительно, но и открыто выражают свое недовольство. Причин этого может быть несколько:
 
1. Руководитель считает, что делает «одолжение» нерадивым сотрудникам, что они праздника не заслуживают. А сотрудники это чувствуют. Поверьте, как бы ни шли дела в вашей организации, сотрудники все равно достойны благодарности за свою работу. А если они работают недостаточно эффективно, значит, Вы непрофессионально занимались подбором, обучением, не создали достойных условий труда.
 
2. Руководитель проводит праздник, потому что так принято, его цели и задачи не определены. Мероприятие превращается в распитие напитков под дорогую закуску с дорогим ведущим. Если цель — подчеркнуть статус собравшихся, возможно, затраты оправданы. Но почему бы не воспользоваться случаем и не сделать праздник более интересным и полезным мероприятием?
 
3. Руководитель слишком экономит на средствах для подготовки праздника. Этого делать не нужно — иначе сотрудники отреагируют должным образом: «Ну и не надо нам Ваших корпоративов». Люди за праздничным столом не должны оставаться голодными.
 
4. Обязательность посещения мероприятия. Вполне понятно как стремление руководителя не тратить деньги напрасно, так и желание сотрудников самим выбирать, как им провести досуг. Из этой ситуации есть два выхода. Первый — длительная предварительная работа с сотрудниками: на празднике будет хорошо, туда стоит пойти, потому что такая возможность бывает только раз в году. Второй — опрос желающих присутствовать на празднике, составление списка и примерный подсчет участников мероприятия. Не хочешь — не иди, но если записался — будь любезен. Подобные методы очень помогают в планировании праздничного бюджета.
 
5. Отсутствие времени на подготовку, когда все делается в спешке, заказывается единственный доступный ресторан, а ведущим праздника назначается не всегда подходящий для этого человек. Если организация небольшая, то все может получиться неплохо, но чем больше коллектив, тем больше времени требуется на подготовку мероприятия.
 
СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ
 
Стоит ли приглашать на корпоративный праздник членов семей сотрудников? Есть разные мнения по этому поводу. Если, например, Вы проводите праздник с целью адаптации новых сотрудников, то вряд ли в этом поможет присутствие их жен или детей. Если же праздник носит чисто развлекательный характер и сотрудников в компании много — больше тысячи человек, то смело приглашайте детей и жен, хуже не будет.
 
Где лучше провести праздник? Вариантов множество. Выбор зависит от целей проведения мероприятия и суммы, выделенной на это.
 
Стоит ли совмещать праздник и обучение? Однозначно не стоит. Праздничная расслабленная атмосфера и способность людей адекватно воспринимать окружающую действительность несовместимы. А вот закончить обучение небольшим банкетом вполне допустимо.
 
Когда праздничное мероприятие должен покинуть директор? Все зависит от целей мероприятия. Если оно организовано для отдыха сотрудников, то лучше, если во время неофициальной части директор присутствовать не будет. Все эти моменты нужно продумать до начала праздника.
 
Как сделать, чтобы праздник прошел без проблем?Решите, будете ли Вы проводить праздниксвоими силами или с помощью компании-провайдера. В любом случае подготовка к праздникудолжна начаться не позднее чем за три месяца, ато и раньше (если Вы планируете заказать теплоход или провести новогоднюю вечеринку в хорошем ресторане 30 декабря).
 
Если Вы организуете и проводите праздник своими силами:
 
- Согласуйте бюджет. До согласования составьте смету. Перед тем как представить ее директору, увеличьте сумму расходов на 20–30% на всякий случай: наверняка где-то поднимут цены, а где-то Вы ошиблись в расчетах.
 
- Тщательно проработайте сценарий — с точностью до 15 минут. Для того чтобы ожидание не стало для участников праздника мучительным, заранее продумайте и напишите в сценарии, чем Вы займете тех, которые придут раньше времени, чем будут заниматься люди по дороге в автобусах и т.п. Для систематизации всей этой информации полезно составить таблицу.
 
- Найдите хорошего ведущего (что недешево) либо заранее определитесь, кто из Ваших коллег будет в этот день работать. Проведение праздника силами сотрудников HR-отдела — не бесплатное мероприятие. Как минимум, ведущему праздника на следующий день дайте выходной, хорошо, если он получит какой-то бонус.
 
- Привлекайте самих сотрудников, если это возможно. Часто приходилось слышать: «Дайте людям отдохнуть спокойно». Но чем больше сотрудников будет вовлечено в процесс подготовки праздника, тем большее удовольствие они от него получат. Пойти на корпоратив, как на концерт или балет, наверное, неплохо. Но на всех не угодишь. Кто-то любит отдыхать, слушая оперу, а кто-то — танцуя в ночном клубе. Если же мероприятие будет интерактивным, если все сотрудники (или хотя бы представители отделов или возрастных групп) смогут принять участие в его организации, то оно останется в их памяти гораздо дольше.
 
- Купите заранее все призы, грамоты и прочее. Будьте готовы к тому, что в последний момент может возникнуть срочная необходимость что-то изменить, доделать или докупить, поэтому сделайте все возможное, чтобы закончить приготовления за две недели до дня проведения праздника.
 
- Сами получайте удовольствие от того, что Вы делаете. Если для Вас это скучная «обязаловка», то лучше поручите организацию праздника провайдеру. Или передайте бразды правления сотрудникам, найдите «зажигалочку» — сотрудника, который будет «воодушевителем», а себе оставьте административно-контрольные функции, которые, кстати, тоже очень важны!
 
- Подводя итоги, проанализируйте все возникавшие трудности для того, чтобы учесть их при организации следующего праздника.
 
Если праздник организует компания-провайдер:
 
- Тщательно подойдите к выбору провайдера. Не всегда низкие цены — это плохо, а высокие — хорошо. Но не гонитесь за дешевизной, пока не будете уверены в качестве. Обязательно проверьте рекомендации клиентов компании-провайдера. Хорошо, если эта компания периодически проводит рекламные мероприятия, на которых Вы сможете лично убедиться в качестве услуг.
 
- Получите коммерческие предложения и проведите встречи с несколькими подрядчиками. Сравните достоинства и недостатки каждого.
 
- Если возможно, побывайте на рекламной презентации. Там Вы сможете оценить имеющееся оборудование, костюмы и т.п.
 
- Выбрав компанию, обязательно контролируйте процесс подготовки праздника. Прочитайте сценарий, познакомьтесь с ведущими.
 
- Обязательно сообщите организаторам о том, какой цели и каких результатов Вы хотите достичь, проводя праздник.
 
Удачи Вам в организации и проведении своих корпоративных праздников! Пусть после таких мероприятий Вы будете испытывать только радость и гордость за отлично проделанную работу!
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: