Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Немного правды о неправде

Порой самая неправдоподобная информация воспринимается людьми чистейшей истиной, поскольку каждый из нас, как правило, не пытается выяснить, насколько надежен тот или иной источник. Особым образом от слухов страдают менеджеры, о квалификации которых иногда складывают настоящие легенды.

Недостоверные данные обычно распространяются с реактивной скоростью. Это происходит потому, что слухи всегда интересны человеку. А вот проверять правдивость информации мы практически никогда не хотим. В результате выходит так, что совершенно нелепая история, пройдя через уста нескольких рассказчиков, для многих слушателей становится вполне реальной и осмысленной.
 
Западные ученные Дерек Рукер и Захари Тормала недавно занимались изучением этой проблемы и выяснили, что данные о надежности первоисточника распространяются далеко не так эффективно, как сами слухи. В большинстве случаев мы не спрашиваем у наших собеседников, уверены ли они, что распространяемая ими информация достоверна. Мы просто пересказываем историю другим своим знакомым и второй раз она звучит еще правдивее.
 
Дабы получить практическое подтверждение своих соображений о природе распространения слухов, исследователи решили провести серию экспериментов и пригласили для этого более 100 студентов. Информация о новом блюде в ресторане или появлении на рынке полезного продукта распространялась по цепочке из четырех звеньев. Две четверки обсуждали салат из мяса круглых червей. По окончании беседы исследователи поинтересовались мнением подопытных о ресторане. Оказалось, студенты, которые находились в конце цепочки, были больше других уверены в том, что слух является правдивым.
 
Когда рекрутеры начинают работать над заказом клиента, они стараются получить максимум информации о кандидатах на вакансию. Ее источниками обычно становятся люди, которым сами хедхантеры доверяют.
 
«Зачем мы будем общаться с теми, кого абсолютно не знаем? Разве могут они дать объективную оценку тому или иному менеджеру?», - говорит сотрудник агентства «Heidrick & Struggles» Дмитрий Прохоренко. По его словам, вначале поиск необходимых данных ведется «не там, где потеряно, а там где горит свет». Однако с повышением шансов кандидата на получение рабочего места, проводятся и более тщательные проверки, в ходе которых специалисты выясняют истинный уровень квалификации наемника.
 
Обычно в таких проверках берут участие не более пяти-шести человек: два бывших начальника кандидата, двое его подчиненных и двое коллег. Рекрутеры не информируют наемника о том, кто отзывался о нем и насколько положительными были отзывы, извлекая таким образом из своего повествования источники информации. А в процессе беседы с рекомендателями особое внимание уделяется не прилагательным и наречиям, а глаголам и существительным, которые могут рассказать, что привык делать кандидат в том или ином случае. По словам Дмитрия Прохоренко, качество оценки при таком подходе может снизить лишь неправильное понимание полученных данных. Но когда консультанты находят два подтверждения, которые никаким образом не зависят друг от друга, вероятность того, что оценка окажется точной, повышается в несколько раз.
 
Иностранные ученые также выяснили, что победить эффект стирания из памяти степени правдивости данных совсем не просто. Отрицание слухов или перевод их в шутку обычно ничего не дают. Узнать об этом исследователям помог еще один опыт, в котором снова фигурировали круглые черви. В одном из сценариев руководители сети ресторанов выразили категорическое опровержение информации об использовании червей. Во втором  - боссы поступили более остроумнее: они поведали, что самые лучшие рестораны мира всегда кладут в свои салаты мясо червей. И напоследок исследователи поставили под сомнение правдивость слухов. Выяснилось, что на мнение потребителей и дальнейшее распространение недостоверных данных удалось повлиять лишь в третьем случае.
 
По словам Тахира Базарова, профессора НИУ ВШЭ и МГУ, передача данных о квалификации топ-менеджеров может искажаться не менее сильно, чем правда об использовании червей в качестве ингредиентов для блюд. Дело в том, что многие профессиональные качества каждый рекомендатель понимает по-разному, а уровень достоверности жизненных историй при многократной их передаче все больше стремится к нулю.