Построение карьеры

Нужна ли России «заочка»?

naim.ru logo

Ведущие российские ВУЗы в последнее время стали отказываться от приема студентов на вечернюю и заочную формы обучения. Пару лет назад это сделал Московский госуниверситет, а в 2010-м году его примеру последовал СПбГУ. Руководители указанных образовательных учреждений призывают другие ВУЗы выпускать исключительно студентов-дневников.

Основная причина нововведений состоит в том, что специалисты, подготовленные по заочной форме, имеют значительно более низкую квалификацию. Для отечественной молодежи это значит, что теперь поступить в один из двух лучших ВУЗов страны станет еще сложнее. Однако следует отметить, что в целом в стране студентов-заочников меньше не становится - напротив, их сегодня больше, нежели дневников. Руководитель института по вопросам развития образования при «ВШЭ» Ирина Абанкина утверждает, что по «безотрывной» системе сегодня обучаются 53 процента молодых людей. Бесплатные места федеральный бюджет оплачивает в размере 10 процентов от общей стоимости образовательных услуг, а вот «контрактники» ежегодно приносят ВУЗам серьезную прибыль. Именно поэтому многие готовят специалистов, не беспокоясь о качестве получаемого молодежью образования. Существует такая категория абитуриентов, которые поступают в институты лишь для того, чтобы получить корочку, ведь заочные и дистанционное программы, как правило, стоят дешевле. Так, один из российских ВУЗов в прошлом году выпустил почти 200 студентов-дистанционщиков. Можно лишь догадываться о том, какую прибыль получила администрация, если в расходную часть вошли лишь затраты на печать бумаги, требуемой для рассылки учащимся фиктивных контрольных работ и методических указаний к их решению.
 
Нельзя не отметить, что полноценное вечернее и заочное образование имеют свои плюсы. Главный из них – возможность одновременно получать и знания, и рабочий опыт. Современные работодатели охотнее трудоустраивают парней и девушек, которые уже успели приобрести хотя бы минимальные практические навыки по своей специальности, поэтому диплом заочника дает некоторые преимущества своему обладателю. Госпожа Абанкина считает, что в российской системе образования должен иметь место разумный баланс. На большинстве гуманитарных факультетов вечернее и заочное образование, по ее мнению, обязательно должны остаться:
 
«По таким системам удобно получать второе высшее образование. В развитых европейских странах заочная форма популярна именно в таких случаях, а вот на вечернюю идут учиться гораздо больше людей. К примеру, в Нидерландах доля финансируемых государством вечерних программ меньше дневных всего на 25 процентов».
 
Эксперты говорят, что при помощи «заочки» могут получать высшее образование дети военнослужащих, а также выходцы из малообеспеченных семей, проживающих в регионах. Профессор Госуниверситета управления Виктор Звонников подчеркивает, что образование в нашей стране должно быть ближе к людям не только по расстоянию, но и по стоимости:
 
«Кто-то не имеет возможности учиться на стационаре из-за того, что дома нужно смотреть за хозяйством или заниматься предпринимательской деятельностью. Кто-то просто не может найти необходимую сумму денег. А ведь учеба на стационаре предполагает не только расходы на само обучение, но и на съем квартиры, питание и т.д. К сожалению, далеко не все родители могут финансировать длительное проживание своих детей в столице, Петербурге или других мегаполисах Российской Федерации. Именно поэтому дистанционные и заочные программы необходимо не закрывать, а развивать. Причем пример по применению современных форм обучения должны показывать лучшие образовательные учреждения страны».
 
В течение последних нескольких лет российские ВУЗы стали постепенно переходить на западную систему обучения «бакалавр-магистр». Студенты, получающие образование по такой программе, учатся уже не пять, а четыре года, затем получают диплом бакалавра и при наличии желания идут в магистратуру. Если население нашей страны будет останавливаться на уровне бакалавриата из-за низкого количества финансируемых бюджетом мест в магистратуре, то такая ситуация ни к чему хорошему не приведет, считает господин Звонников. Эксперт уверен, что возможность получить степень магистра должен иметь каждый россиянин, и здесь на помощь молодежи снова приходит заочная форма обучения.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: