Построение карьеры

Нужно ли бояться продавцам восстания машин?

naim.ru logo

Рынок продукции для автоматизации производственных процессов ежегодно растет практически на треть. Эксперты утверждают, что машины обходятся компаниям намного дешевле, чем живые люди. Неужели мир близится к войне с роботами? К войне за рабочие места…

«Считается все довольно просто, - объясняет глава компании «ЭПС вендинг» Александр Золотарев. – Некоторое время назад мы выполняли заказ на проектирование автоматизированных аптек. В обычной аптеке в среднем трудятся около 14 работников в одной смене на 200 квадратных метрах. Одни сотрудники продают товар, другие – раскладывают, третьи консультируют клиентов или же занимаются складскими работами».
 
Компания господина Золотарева заменяет такую аптеку машиной, за которую бизнесмены платят 150 тысяч долларов. Автоматизированная система представляет собой киоск с роботом, который всегда знает, где лежит нужный товар, не упускает из виду его срок пригодности, а также считает остатки и ведет оперативный учет. При помощи подобной техники можно реализовывать до четырнадцати тысяч видов продукции.
 
«Даже если мы оставим в аптеке из четырнадцати человек всего семь, то принимая за расчетную заработную плату в 30 тысяч рублей, экономия составит почти три миллиона рублей, и это только на фонде оплаты труда. Фактически для работы наших систем вполне хватит одного сотрудника, который будет обслуживать покупателей с рецептами и давать консультации».
 
«Я думаю, что говорить о пользе любого продукта нужно после того, как будут получены первые результаты от его применения. Следует учитывать, что более семидесяти процентов покупок в аптечных магазинах совершается лишь только после того, как клиент проконсультируется с продавцом. Поэтому нельзя дать однозначный ответ по поводу выгодности приобретения аптеками дорогостоящих автоматов», - говорит руководитель сети аптек «36,6» Валерия Солок.
 
А вот владелец сети продуктовых магазинов «Избенка» Андрей Кривенко высказывается в данном отношении более категорично:
 
«Сэкономив на персонале при помощи автоматических точек продаж, бизнес вскоре поймет, что ему все равно нужны люди, ведь должен же кто-то каждый день заниматься обслуживанием этих автоматов, ремонтировать их, добавлять новую продукцию, извлекать просроченную. Мне кажется, что такие технологии можно применять лишь там, где реализуются продукты долгосрочного хранения».
 
Не так давно специалисты компании «ЭПС вендинг» по заказу крупного государственного предприятия разработали автоматизированную точку продажи продуктов питания. «Умная» система не просто раздает персоналу бутерброды, кофе и пирожки, но и готовит первые, вторые блюда, фактически являясь полноценной столовой. Цена одной такой машины – 290 тысяч рублей.
 
«В теории почти любой процесс можно автоматизировать, - утверждает менеджер компании «ЭПС» Андрей Паширов. – Но сегодня роботы, в основном, заменяют продавцов на несложных операциях. Если мы будем говорить об однотипных действиях, то затраты на внедрение систем автоматизации вернут потраченные на них деньги всего за год-два».
 
В 2010 году благодаря разработкам «ЭПС вендинг» крупная сеть центров для фитнеса сократила в каждом своем зале по два сотрудника, которые до покупки машин занимались раздачей полотенец клиентам. Теперь же их обязанности выполняют автоматы. По мнению господина Паширова, подобные решения можно применять в любых прокатных проектах.
 
«Масштабной замены работников торговли автоматами не предвидится в ближайшие несколько лет, - успокаивает российских продавцов Максим Можар, руководитель компании «Лиском», занимающейся вендинговыми разработками. – Роботы могут найти свое применение лишь там, где ассортимент продаваемой продукции узкий. В случае, если позиций более десяти, автомат следует разрабатывать дольше, он становится сложным технологически и, конечно же, очень дорогим. К тому же я уверен в том, что когда человеку предстоит приобрести сразу несколько различных товаров, он вряд ли захочет разбираться в сложной работе автоматизированной системы и предпочтет общаться с реальным продавцом».
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: