Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Проблемные люди как источник рабочего стресса

Вокруг довольно много малоприятных людей. И за время своей трудовой жизни Вы не раз в этом убедитесь. Проблемные люди очень часто становятся причиной Ваших стрессов. И поэтому Вам необходимо, и немедленно, узнать о приемах общения с ними. Вы не можете заставить их исчезнуть. И умертвить их, по крайней мере на законном основании, Вы тоже не сможете. Если они становятся причиной Вашего стресса, Вам нужно думать о способах смягчения его последствий, а не о том, как от них избавиться. У Вас нет возможности сбежать или спрятаться от всех проблемных людей на земле — это нереально. Помните: если Вы не можете изменить ситуацию (проблемных людей), следует изменить свою реакцию на нее (хотя бы то, как Вы боретесь со стрессом).

Примите их такими, какие они есть
 
Хороший совет. Но для того, чтобы следовать ему, Вам придется избавиться от популярных заблуждений относительно проблемных коллег и боссов. Как ни старайтесь, Вы не сможете их переделать. Поэтому выбросьте из головы фанатичное стремление изменить их, улучшить, сделать более похожими на себя, т. е. на человека разумного, спокойного и неизменно приятного. Леопард не может свести со шкуры пятна. Вы не можете переделать проблемного человека. Вам по силам только переменить его поведение, чтобы оно было менее стрессовым для Вас, - и мы сейчас узнаем, как этого добиться.
 
Все мы несовершенны
 
Когда мы полагаем, что способны переделать другого человека, то начинаем раздражаться, если этого не происходит. Стоит лишь согласиться с тем, что мы не можем сделать его иным, и мы становимся более терпимыми. А как только Вы оставляете попытки изменить людей, они чувствуют, что Вы принимаете их такими, какие они есть, и тоже перестают испытывать стресс — им больше нет нужды злиться или обижаться. И никогда не забывайте, что кто-то тоже может считать Вас крайне проблемным человеком. Все мы несовершенны. Наше поведение также может кого-то сильно раздражать.
 
Nil illigiti carburundum
 
Каждому из нас следовало бы руководствоваться этим правилом. Приблизительный перевод его звучит так: «Не позволяй издеваться над тобой». Вот и не позволяйте. Пусть это станет Вашей целью. Что бы они ни делали, чтобы вывести Вас из себя, Вы ни за что больше не попадетесь им на удочку: не станете раздражаться возмущаться или реагировать на них слишком серьезно. Вы просто будете выше этого и сохраните спокойствие. Вы приходите в офис, делаете свою работу и уходите домой. И все это время Вы держитесь отчужденно, как созерцатель.
 
Научитесь распознавать проблемных людей
 
Теперь Вы знаете, что можете быть более терпимым, но как должен действовать снисходительный к чужим слабостям человек? Как убедить людей, чтобы они если не изменили себя, то хотя бы переменили свое поведение? Вам придется потрудиться. Для начала научимся распознавать проблемных людей — определим врага, прежде чем заряжать револьвер.
 
- Проблему создает тот, кто всегда знает больше и лучше, сыплет непонятными терминами.
- Проблему создает тот, кто постоянно критикует Вас.
- Проблему создает тот, кто не интересуется Вашим мнением и принимает решения без Вашего ведома.
- Проблему создает тот, кто злоупотребляет Вашей отзывчивостью и слишком часто просит об одолжениях.
- Проблему создает тот, кто критикует Вас в присутствии других людей.
- Проблему создает тот, кто в ходе спора выходит из себя.
 
Как показывает опыт, это основные категории людей, которые доводят нас до бешенства. Теперь мы сможем их распознавать, и пора заряжать револьвер. А заряжаем мы его всегда... настойчивостью. Большинство проблем, создаваемых этими людьми, при большей настойчивости с нашей стороны исчезнут как дым. Помните, мы не судьи этим людям. На самом деле они вовсе не являются проблемными. Это люди, из-за которых у нас возникают проблемы и, как следствие, стресс. Если мы сосредоточимся на проблеме — а именно это нам и следует сделать — мы найдем подход к этим людям, станем терпимее и спокойнее.
                                                                                                        
Требуйте уважения к себе
 
Быть настойчивым, т.е. уверенным в себе, — значит относиться ко всем с уважением и чувствовать свое право на такое же отношение с их стороны. Человек может стоять выше Вас в корпоративной иерархии, но у Вас есть право на уважительное отношение со стороны любого, а если он невежлив, есть способы быстро поставить его на место. Настойчивость не имеет ничего общего с агрессией. В ее основе лежит уверенность в себе, позволяющая высказать свою позицию и добиться, чтобы люди прислушались к Вам. Уверенный человек не требует уважения, а поощряет его. Уверенные люди настолько верны своим убеждениям, что могут быть честными и отстаивать свою точку зрения, и другие воспринимают их мнение всерьез.
 
1. Быть честным — значит говорить то, что думаешь. Это очень просто. Это означает, что Вы можете выразить свое отношение к людям, делая это беспристрастно, тактично и не переходя на личности. Можно начать с заявления «я не согласен» или «не думаю, что Ваша идея интересна». Постарайтесь при этом быть спокойным, со временем Вы научитесь делать это без напряжения.
 
2.   Отстаивать свою точку зрения очень легко, если используешь технику «заигранная пластинка». Если от Вас требуют сделать что-то, чего Вы сделать не можете, просто скажите: «Боюсь, я не могу сделать этого». На Вас начнут давить, а Вы знай себе повторяйте: «Сожалею, но я не могу сделать этого». Теперь остается ждать, у кого первого сдадут нервы, и вряд ли это будете вы, потому что у Вас есть поддержка в виде этого руководства. Продолжайте стоять на своем, и они дрогнут первыми. Порой настойчивость может сослужить хорошую службу.
 
3.   Чтобы Вас воспринимали всерьез, нужно объяснить свою позицию спокойно и разумно. Нет смысла выкрикивать оскорбительные слова. Чтобы действовать настойчиво, достаточно использовать в речи оборот: «Я чувствую... когда Вы...». Этим Вы никого не рассердите, а к Вашим словам отнесутся серьезно, как и к замечанию «мне неприятно, когда вы сквернословите в офисе».
 
Настойчивость не избавит Вас от всех проблем, но она поможет Вам при взаимодействии с проблемными людьми — теми, кто ведет себя менее цивилизованно, не придерживаясь принципов делового общения.
 
Одним из основных проявлений уверенности является неизменное спокойствие. Проблемные люди часто вызывают у других гнев, раздражение или чувство беззащитности. Если Вы спокойны, разумны и уверены в себе, они не смогут получить от Вас желаемое. Не в силах рассердить Вас, они оставят Вас в покое и отправятся на поиски более удобной жертвы.
 
Не скрывайте своих чувств
 
Нет ничего плохого в том, чтобы выражать свои чувства. Но их можно продемонстрировать с помощью слов, а не слез и приступов гнева. Эффект от фразы: «Меня злит, когда Вы делаете мне замечание в присутствии подчиненных» — будет большим, чем если Вы надуетесь и, хлопнув дверью, устремитесь прочь из офиса. В обоих случаях окружающие поймут, что Вы разозлились, но разумному человеку подобает решать конфликт с помощью слов - это дает куда лучшие результаты.
 
Если на Вас набрасываются с бранью, очень легко ответить обидчику тем же. Но это только усугубит ситуацию. Сохранив спокойствие, Вы приобретете способность действовать разумно. Наличие ясной, объективной перспективы делает уверенное поведение инструментом контроля. Так Вы быстрее получите желаемое. Это разумный подход.
 
Положительная обратная связь
 
Создайте ее немедленно. Вы не можете ждать разрешения проблемы до наступления критического момента. Это как в ситуации с пешеходом, который не успевает перейти дорогу, - если вовремя не затормозить, Вы можете на него наехать. Слишком велик риск. Лучше нажать на тормоза задолго до возможного столкновения. То же самое касается и конфликтов. Их нужно решать до того, как они могут выйти из-под контроля.
 
Если хотите, чтобы проблемный человек изменил свое поведение, действуйте постепенно, иначе, почувствовав давление, он будет сопротивляться любым попыткам повлиять на него. Допустим, он недружелюбен, груб и неумен. Выберите одно какое-то качество и попытайтесь изменить именно этот аспект вызывающего стресс поведения. Как только справитесь с этим, можете приступать к следующему шагу. Но не пытайтесь выстроить Рим в один день.
 
Важно оставаться спокойным. Но что делать, если не получается? Что, если Вам хочется разрыдаться или ударить обидчика? Тогда уйдите из комнаты. Произнесите что-то вроде: «Я сейчас не в состоянии совладать с собой» — и уйдите. Если такой возможности нет, замолчите и считайте про себя до десяти. Если не можете говорить спокойно, лучше молчите. Если хочется кого-то стукнуть, стисните руки за спиной.
 
Пытайтесь изменить не человека, а его поведение по отношению к Вам. Став более терпимым, Вы будете меньше страдать от стрессов — мы все несовершенны, все нуждаемся в снисхождении. Научитесь распознавать проблемных людей по их поведению. Поняв, что причина Вашего стресса кроется в их поступках, а не в характере, можно смягчить стресс, вызываемый ими.