Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Психологический аспект противостояния управленческим манипуляциям

Мы редко задумываемся о том, что процесс руководства коллективом включает в себя определенное поведение руководителя с целью воздействия на подчиненных, которое вызывает у них необходимые реакции. Фактически это осознанная манипуляция в общении, т. е. один из самых действенных рычагов управления процессом взаимодействия людей. Манипуляция — один из самых интересных видов человеческого поведения, неотъемлемая часть социальной культуры. Часто кандидат, приходящий на собеседование, называет следующие причины увольнения с предыдущего места работы: «смена руководства» или «поменялись люди в команде». Получается, что были сделаны новые назначения, пришли люди, обладающие другими навыками общения, и работать стало невозможно. Почему так происходит?

Все отношения в коллективе строятся на основе простого человеческого общения, в процессе которого люди вступают в контакты и осваивают физическое и психологическое пространство друг друга. Даже простое перечисление видов контакта дает представление о том, какие разнообразные ниточки связывают нас друг с другом. Например, телесные контакты варьируются от легкого прикосновения до бурных объятий. Также выделяют зрительный и слуховой виды контакта, которыми управлять намного легче. Однако самое сильное воздействие на сотрудников происходит посредством эмоционального контакта, который заключается в сопереживании, в вызывании у партнера определенных эмоций как существенных элементов влияния на ситуацию. Поскольку эмоции — это свойственные каждому человеку психологические реакции на разные события, которые поддерживают наш интерес к миру, то для руководителя-манипулятора вызывание определенных эмоций у сотрудника является той «наживкой», на которую должна попасться «жертва». Если при общении с начальником у вас очень часто возникает одна из перечисленных эмоциональных реакций, значит, он использует манипулятивные воздействия.
 
Чувства и эмоции, наиболее часто используемые руководителем с целью управления сотрудником
 
Чаще всего в качестве мишени для манипулятивных воздействий используются такие человеческие чувства, как страх, гордость, тщеславие, лесть, обида, вина, стыд и зависть. Эти же чувства лежат в основе системы нематериальной мотивации в компании, поэтому если меняется руководство и система нематериальной мотивации, а следовательно, и система манипулятивных воздействий, то вокруг сотрудника начинает выстраиваться совершенно другое психологическое пространство. Таким образом, смена руководства — это серьезная причина для перехода на другую работу. Как же нейтрализовать то влияние нового начальника, которое вызывает негативные ощущения?
 
Рассмотрим основные отрицательные эмоции. Первая и наиболее сильная эмоция, используемая манипуляторами в своих целях, — это страх. Его источником является предвидение страданий, против которых привычные средства защиты неэффективны. Заражение страхом может происходить эмпатическим путем. Когда боятся близкие или коллеги, у сотрудника возникает страх, которого раньше не было. Если человек охвачен страхом, его мысли сосредоточены на достижении только одной цели — найти выход из сложившегося положения. Руководитель искусственно запугивает работника, направляя его поведение в выгодное для себя русло.
 
Следующий крючок, который может использовать новый начальник, — это гордость и тщеславие. Чувство собственного превосходства, стремление возвышать себя проявляются в самомнении, самолюбии, преувеличенном чувстве собственного достоинства. Данное чувство может быть связано не только с властью или богатством, человек может гордиться превосходством в различных областях жизни, успехами в области науки, искусства и тем самым давать повод для руководителей-манипуляторов. Тщеславный человек имеет два лица: одно — для посторонних, другое — для своих. При этом тот облик, который проявляется в общении с близкими, может совершенно не походить на официальное лицо, предназначенное для окружающих.
 
В основе тщеславия лежит самообман — одно из самых распространенных проявлений жизненной лжи, которое представляет собой своеобразную защитную реакцию, позволяющая человеку сохранять душевное спокойствие и чувство уверенности в себе, поэтому часто тщеславные люди ловятся на крючок лести. Все, что им доставляет удовольствие слышать о себе, что возвышает их в своих и чужих глазах, делает комплименты говорящего крайне привлекательными. Собеседники не хотят слышать неприятных для себя вещей, причем чем грубее и неприкрытее лесть, тем чаще на нее попадаются даже умные люди.
 
Еще одно яркое чувство, которое вызывает руководитель-манипулятор, для того чтобы контролировать поведение другого человека, — это обида. Она возникает, когда задевают чувство собственного достоинства человека, и он понимает, что его унижают, не считаются с его личным мнением. Оскорбление и обида вызывают эмоциональный всплеск, который нередко ведет к ответному оскорблению словом или действием.
 
Обида может проявляться в форме острой реакции, а может оставаться затаенной и вести к осуществлению ряда обдуманных действий, в том числе и мести. Тщеславные люди более обидчивы и видят угрозу своему самолюбию там, где в принципе ее может и не быть. Наговаривая на других людей и передавая сплетни, выставляя человека в невыгодном свете, руководитель-манипулятор добивается необходимого поведения сотрудника.
 
Можно привести следующий пример. Обиженный ребенок может воздействовать на своих родителей, программируя их поведение так, чтобы оно отвечало его ожиданиям. Если же родители не выполняют требования ребенка, тот «наказывает» их чувством вины. Ребенок плачет, и родители испытывают чувство вины, которое побуждает их изменить свое поведение, и они начинают потворствовать желаниям обидевшегося. Проявляя внешне обиду, один человек эксплуатирует другого и управляет его поведением. Когда взаимодействуют двое людей, обида одного из них обязательно вызывает чувство вины у другого, она для того и требуется. Если собеседник не способен испытывать чувство вины, обида становится бесполезной и ненужной.
 
Отмечено, что обидчивые люди страдают от чувства вины больше, чем необидчивые. Если на работе руководитель упорно формирует у вас чувство вины, это говорит о том, что перед вами закоренелый манипулятор.
 
Следующая социальная эмоция, которую используют манипуляторы, — эмоция стыда. Стыд регулирует поведение человека, заставляет его действовать в соответствии с моральными нормами. В процессе воспитания в сознании детей формируются определенные чувства. Если в сознании заложено, что человек обладает такими качествами, как ум, правдивость, доброта, то ему будет стыдно всякий раз, когда в реальности его действия будут свидетельствовать о наличии противоположных качеств. Расхождение представления о себе с реальным поведением способствует возникновению тяжелого эмоционального переживания, которое называется стыдом.
 
С целью безопасности и удобства чувство стыда может даже поддерживаться окружением (коллективом). Мы уверены, что совестливый сотрудник может действовать даже во вред себе, лишь бы его поведение соответствовало социальным нормам и принятым стандартам. Стыд повышает степень чувствительности к оценке другими, иначе можно было бы не обращать внимания на то, как нас оценивают окружающие. Противоборством стыду является развитие самоуважения. Однако если человек только переживает чувство стыда, но не осознает его, тогда он становится полностью контролируемым другим человеком, который формирует у него данное чувство, в результате чего первый становится зависимым.
 
Следующая эмоция зависимости — зависть, которая бывает двух видов:
 
1) белая (ненависть и скрытая враждебность отсутствуют);
2) черная (человек испытывает ненависть и враждебность к тому, кто его превосходит).
 
Человек начинает сравнивать себя с таким же, как он, по некоторым формальным признакам. Если сравнение не в его пользу, появляется зависть, если наоборот — гордость. Нередко в этом случае также возникает чувство злорадства: если у другого даже хуже, чем у него, человек начинает испытывать чувство превосходства. Люди стремятся сравнивать себя с другими, им свойственен дух соперничества. Отказ от соперничества способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности, и тогда человек отказывается признавать у себя даже имеющиеся положительные черты.
 
Если сотрудник постоянно сравнивает свои успехи с достижениями других, это является отличным крючком для руководителя-манипулятора, на который можно поймать тщеславных и завистливых людей.
 
Приемы, позволяющие противостоять руководителю-манипулятору
 
Любое психологическое взаимодействие двух людей предполагает разделение на свою, чужую и ничейную зоны. Всякое воздействие означает вступление на чужую психологическую территорию. Как, не испытывая стресса, выйти в этой ситуации победителем и при этом продолжать действовать эффективно? Как сделать так, чтобы не надо было увольняться при смене руководителя? Есть несколько методов, которые помогают противостоять управленческим манипулятивным провокациям.
 
Первый метод. Если Вы попали в какую-то негативную ситуацию, возьмите себе за правило использовать прием рефрейминга, то есть постараться увидеть данную ситуацию как бы со стороны. Используйте этот прием как минимум три раза, при этом ищите выигрыш, который вы сможете извлечь в данном случае.
 
Второй метод. К вопросу достоинств и недостатков надлежит подходить следующим образом: достоинства стоит развивать, а недостатки — «удалять». Это значит, что Вам следует повернуть ситуацию в то русло, в котором все недостатки были бы не такими значимыми.
 
Необходимо помнить, что в основе манипуляций всегда лежит использование слабостей собеседника. Никто не желает предстать трусом, нерешительным, жадным, неумным, каждый хочет выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, поэтому не стоит демонстрировать противникам свои слабости. Руководитель-манипулятор обычно эксплуатирует желание сотрудника выглядеть хорошо, поэтому если не бояться показаться плохим, например, произнеся такие слова: «Полагаю, что мои возможности слишком преувеличены», — это снимает с вас всякие обязательства и открывает неограниченный простор для импровизации и противостояния манипулятору.