Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Роль современного руководителя в формировании корпоративной культуры

Термин «корпоративная культура» в последнее время стал очень популярным. Корпоративная культура охватывает большую часть явлений жизни коллектива: моральные нормы, традиции (правила поведения людей, которые передаются из поколения в поколение). Корпоративная культура находит свое отражение в определенных правовых аспектах организации. Она важна для выживания коллектива. Большое значение для формирования корпоративной культуры имеет самодисциплина руководителя.

Самодисциплина важна и в процессе самообразования, и в условиях, когда находишься наедине. Но ее значение еще больше возрастает в коллективной деятельности. Самопознание чрезвычайно важно для руководителя, так как, не зная себя, своих достоинств и недостатков, невозможно плодотворно способствовать формированию корпоративной культуры. С другой стороны, формирование корпоративной культуры дает надежные критерии для самопознания. Отсюда: возможность гармоничного развития внутренней активности руководителя в неразрывной связи с активной деятельностью в коллективе, внутреннее самообладание, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с целью и задачей трудового коллектива. Не случайно в основе самовоспитания руководителя лежат такие принципы, как единство слова и дела, знания и убеждения, мысли и поступков, а также принцип коллективизма, который объединяет мировосприятия разных людей. Развивая в себе определенные качества для коллектива, «для других», руководитель одновременно обогащает себя самого: занимается профессиональным самообразованием, культурным саморазвитием «для себя», а воплощается это в делах и поступках на благо формирования корпоративной культуры.
 
Самосовершенствование руководителя предполагает выработку активной жизненной позиции. Высокое сознание преданности делу, постоянная готовность к самоотдаче во имя общего дела - главная черта высокой корпоративной культуры организации. Это не только добросовестное выполнение своих обязанностей, но и высокая требовательность к себе, постоянная готовность к «превышению меры» обязанностей, обычных для обыденной жизни, к тому, чтобы взять на себя больше ответственности за все происходящее в коллективе. Руководитель, организатор трудового коллектива должен создать в нем здоровый психологический климат, без которого невозможно укрепить дух коллективизма и дружбы, обеспечить высокую производительность труда, условия для формирования корпоративной культуры в коллективе.
 
Естественно, что руководителю коллектива необходимы навыки, умение организовывать деятельность членов коллектива в соответствии с его ролью, умением раскрыть красоту труда, коллективизма, нравственных качеств, формировать эстетическую культуру членов коллектива, создать необходимые условия для эстетизации всех сторон жизни коллектива, стимулировать создание в нем здорового психологического климата. Большую роль в определении корпоративной культуры имеет руководитель, который должен достаточно ясно представлять, что такое культура вообще, и отдельно - корпоративная культура. Его задача - это понимание роли и места личной и корпоративной культуры в достижении целей организации, предвидении последствий своих решений в культурологическом аспекте. Повышает авторитет руководителя и умение диагностировать причины успеха и неудач, напрямую или косвенно относящихся к культуре корпорации. Задача руководителя предприятия - рациональная расстановка кадров молодых специалистов, привлечение к участию в выполнении работы, требующей творческого подхода к делу, развитие навыков научно-исследовательского поиска.
 
Корпоративная культура компании определяется стилем руководства. Существуют различные стили управления компанией: авторитарный, демократический, либеральный, комбинированный. В зависимости от этапа развития организации, поставленных целей, социально-психологических факторов каждый из них предполагает разработку определенных принципов корпоративной культуры.
 
Субъективными факторами, влияющими на стиль руководства, являются:
 
- психофизиологические и личностные особенности подчиненных (возрастные, половые), особенности темперамента, морально-волевые качества, характер, потребности;
 
- социально-психологические особенности коллектива: морально-психологический климат, сплоченность, подготовленность к работе, ценностно-ориентационное единство, дисциплинированность, уровень общественного мнения;
 
- психофизиологические и личностные качества руководителя коллектива.
 
Компетентность руководителя - то качество его личности, которое помогает сознательно производить лучший стиль руководства, опираясь на опыт, знание науки управления, психолого-педагогическую вооруженность, научный и общекультурный кругозор. Осведомленность руководителя с особенностями коллектива, которым он руководит, помогает выбрать стиль руководства, который наиболее лучше соответствует конкретным условиям, в которых работают коллектив и руководитель.
 
Если в коллективе руководитель придерживается преимущественно авторитарного стиля руководства, то это не способствует формированию положительного морально-психологического климата в коллективе. При этом стиле руководитель часто выглядит мрачным и озабоченным, слишком раздраженным. Он резок с людьми. Большинство предписаний - это команды и приказы. Такой руководитель слишком официально обращается с подчиненными, не склонен учитывать мнение коллектива. Авторитарный стиль руководства может быть оправдан на первой стадии развития, когда только формируется коллектив и его культура. В это время происходит социально-психологическая адаптация работников, то есть активное приспособление к условиям жизни в новом коллективе, усвоение элементарных требований, норм и традиций. При авторитарном стиле руководства в коллективе отсутствует доверие и повышенная конфликтность, что не способствует формированию корпоративной культуры.
 
Когда в коллективе преобладает демократический стиль руководства, то руководитель адекватно относится к персоналу, он самокритичен. Такой стиль руководства уместен на второй стадии формирования коллектива, в это время работники более самостоятельны в решении групповых проблем. Главный признак этого стиля - постоянный контакт с людьми, склонность к делегированию власти; доверие к подчиненным и предоставление им самостоятельности. В таком коллективе преобладает деликатность, терпимость в отношении друг к другу, общительность, отсутствие конфликтов, творческое отношение к делу. Все эти факторы способствуют развитию корпоративной культуры. Среди показателей, характеризующих корпоративную культуру, является обобщенный параметр «качество трудовой жизни». Он отражает восприятие людьми условий труда и жизни в организации: удовлетворенность трудом, стимулированием, управлением, пребыванием в коллективе, наличием чувства безопасности, уверенности работников и т.п. Этот показатель возможен при преимущественно демократическом стиле руководства.
 
При либеральном стиле руководитель недостаточно активен, опасается конфликтов, избегает ответственности. Руководитель легко соглашается с мнением подчиненных. В коллективе обязанности не распределены, наказания и поощрения являются субъективными, основываются на внешних впечатлениях, а не на глубоком анализе. Такой руководитель постоянно находится в состоянии неуверенности, а в коллективе могут возникать непредвиденные ситуации и конфликты. Все это не способствует формированию благоприятного климата в коллективе и формированию корпоративной культуры. Чтобы целенаправленно влиять на развитие и сплочение коллектива, руководителю важно овладеть принципами его организации и воспитания, умело их использовать. Руководитель выиграет, если возьмет на вооружение идею оптимистического духа в коллективе, в котором мажорный тон задает руководитель, который должен обладать настроением, мимикой, жестами, голосом. Нельзя стремиться к фальшивому (ложному) авторитету руководителя.
 
Опыт показывает, что руководитель стилем своей работы, личным поведением, отношением к работникам прямо или косвенно влияет на формирование того или иного морально-психологического климата в коллективе. Чтобы это влияние было положительным, руководителю должны быть присущи следующие качества: четкая идейная позиция, принципиальность, деловитость, чуткость, внимательность, высокая культура общения, вежливость в сочетании с тактичной требовательностью. Наличие этих качеств у руководителя будет способствовать формированию корпоративной культуры организации.
 
Успех любой организации зависит от организаторских способностей руководителя. К ним относятся:
 
- коммуникативность, эффективный и быстрый контакт с подчиненными, умение верно оценивать, кто чего стоит, кто что может;
 
- оперативность, быстрая и точная оценка ситуации, выбор верного решения;
 
- изобретательность, поиск новых путей, методов и средств воздействия на подчиненных;
 
- авангардность, умение сплотить коллектив, увлечь его конкретными делами, успешно вести за собой.
 
Руководитель должен уметь определить ведущие качества личности, ее психологическое состояние, а это требует от него наблюдательности, конструктивного мышления. Он должен уметь прогнозировать перспективы развития личности каждого члена коллектива и моделировать будущее коллектива и каждого его члена. Необходимо отметить такую способность, как влиятельность, т.е. умение убеждать, внушать мысли и правила поведения. Организаторские способности руководителя зависят от его характера, прежде уравновешенности, общительности, живости.