Построение карьеры

Создание корпоративной климатической карты

naim.ru logo

Однажды мне пришла в голову простая мысль: в каждом коллективе, как и в каждой части нашего земного шара, свой климат: где-то умеренно континентальный, где-то тропический, где-то арктический. Человек выживает в любых климатических условиях, но, если у него есть выбор, он предпочтет страну с мягким теплым климатом, с большим количеством солнечных дней. О чем мы говорим чаще всего? О погоде. Редко кто пропускает новости о погоде на завтра. Она влияет на наше самочувствие, настроение, планы. Одним словом, погода — важнейший фактор, который определяет качество нашей жизни. Атмосфера в коллективе является такой же погодой со своими дождями и бурями, с солнечными и облачными днями, даже с заморозками. Существует гипотеза, согласно которой погоду определяют не только природные явления, но и человечество, точнее, энергия эмоций, которые излучают люди. Следовательно, необходимо придумать способ измерения климата в коллективе. Дальнейшие размышления на эту тему привели к созданию достаточно простого, но полезного инструмента — корпоративной климатической карты.

Суть инструмента
 
Сотрудники получают возможность выразить свое настроение, явившееся результатом общения друг с другом, через символы, которые используют в описании погоды: если кто-то помог или поддержал, можно разместить значок в виде солнышка с его фамилией, если испортил настроение, нахамил или подвел в работе — значок в виде тучки. Все отзывы размещаются на корпоративной климатической карте, которая отражает эмоциональный фон в организации. Если карта имеет деление на зоны (например, администрация, финансовый отдел, коммерческий отдел, отдел закупок и т.д.), то будет наглядно видно, какое подразделение является источником преимущественно положительных эмоций, а какое — негативных. Иногда достаточно сделать ситуацию очевидной, чтобы она начала меняться. Климатическая карта отражает не количество проблем в каждом подразделении или в процессе взаимодействия между ними, а реакцию сотрудников на эти проблемы, умение решать конфликты, не превращая их в скандалы.
 
Поскольку каждый символ работник адресует конкретному человеку (указывает фамилию того, кто стал причиной его хорошего или, напротив, плохого настроения), то каждый член коллектива получает наглядную иллюстрацию того, насколько эффективен его способ взаимодействия с коллегами. Сотрудники будут иметь возможность выплеснуть свои эмоции на климатическую карту незамедлительно, поэтому, несмотря на отсутствие подписи, человек, чья фамилия там появится, поймет, за что получил тот или иной символ. Возможно, это удержит кого-то от дальнейшей грубости, хамства и т.п.
 
Чем грозит плохое настроение
 
Среди KPI любой организации Вы, к сожалению, не найдете такого показателя, как индикатор настроения сотрудников. Климатическая карта, к примеру, может сделать настроение сотрудников вполне измеримым показателем. Перечислим самые очевидные последствия плохого настроения сотрудника:
 
- снижение качества работы (уменьшается внимание, увеличивается количество ошибок);
- снижение результативности (сотрудник плохо обслуживает клиентов, проигрывает на переговорах, его раздражают коллеги, он придумывает объяснения неудачам вместо того, чтобы искать решения);
- снижение лояльности (если сотруднику некомфортно в коллективе, он замыкается в себе, избегает участия в корпоративных мероприятиях, не заботится об интересах организации).
 
Если источником плохого настроения становится коллега или руководитель, сотрудник может намеренно делать свою работу хуже, саботировать какие-то решения, чтобы отомстить обидчику. Конечно, климатическая карта сама по себе не решает этих проблем, но она отражает реальное положение дел и помогает пролить свет на источники плохого настроения.
 
Выгоды от использования
 
Во-первых, климатическая карта дает каждому сотруднику возможность выплеснуть свои негативные эмоции. Если их источником является коллега, которому вы можете достойно ответить, проблему можно урегулировать. В противном случае накапливаются неразрешенные конфликты и растет обида, что является основной причиной нездоровой атмосферы в коллективе. В таком случае корпоративная карта позволяет работникам дать выход своим эмоциям.
 
Во-вторых, зачастую бывает трудно высказать свои эмоции, а в некоторых случаях этого вовсе не стоит делать, чтобы не усложнять ситуацию. Например, каким образом сотрудники могут сообщить, что их руководитель часто переходит на личности и унижает их, или как руководителю среднего звена подать сигнал о том, что другой руководитель этого уровня неадекватен в общении? Климатическая карта позволяет обратить внимание на такие моменты, оповестить о том, что есть проблема. Дальнейшие действия остаются на усмотрение руководства.
 
В-третьих, в итоге подобного голосования в коллективе сформируются позитивные и негативные примеры, станет понятно, какие люди ведут себя правильно, конструктивно, а какие нет. Первые получат признание, вторые — отношение, соразмерное их собственному поведению.
 
Противопоказания
 
Наш менталитет включает две особенности, которые стоит учитывать. Одна из них определяется утверждениями, что «доносить плохо» или «нельзя выносить сор из избы». Часть сотрудников могут войти в сговор и пытаться разрешить конфликты на своем уровне. По этой причине климатическую карту нельзя считать объективным и достоверным источником для принятия управленческих решений. Скорее это индикатор наиболее сильных сигналов. Вторую особенность можно назвать «корпоративной дедовщиной». Наших людей гораздо быстрее сплачивает не какая-то общая идея, а борьба против кого-либо, причем часто объект вражды находится внутри компании.
 
Когда коллектив выбрал себе общего врага, он может придумать самые разные способы его выживания из организации. В роли такого врага вполне может выступать сотрудник, который является инициатором важных с точки зрения развития компании изменений. Возможность раздавать оценки коллегам во многом похожа на социометрию, поскольку отражает симпатии и антипатии коллектива. Важно, чтобы климатическая карта не превратилась в инструмент для сведения счетов с неугодными работниками. Для этого крайне важно вдумчиво относиться к рейтингу каждого сотрудника. С одной стороны, дыма без огня не бывает. Возможно, такому сотруднику требуется помощь, чтобы при внедрении изменений он мог сформировать группу сторонников. С другой стороны, может оказаться, что сотрудник ведет себя двулично: с вами демонстрирует один стиль поведения, а с коллегами — другой.
 
В любом случае не спешите с выводами, постарайтесь собрать больше фактов, прежде чем принимать решение. Если климатическая карта будет иметь статус скорее диагностического инструмента, который не влияет на решения по увольнению, ротации или мотивации сотрудников, вероятность злоупотребления будет низкой.
 
Варианты использования
 
Оценка умения выстраивать отношения с людьми. Электронный вариант климатическойкарты позволит легко подсчитать количество ичастоту положительных и негативных отзывово каждом сотруднике (от исполнителя до топ-менеджера). Лучшим работникам можно присвоить звание «Солнечный человек», худшим —«Стихийное бедствие».
 
Оценка руководителей. Тот же показатель, но уже в виде суммы оценок всех сотрудников подразделения может говорить о способности руководителя управлять поведением своих подчиненных. Если результат неудовлетворительный, можно предложить руководителю подразделения разработать план мероприятий, который должен улучшить ситуацию.
 
Оценка климата в организации. Соотношение позитивных и негативных оценок за день / неделю / месяц может являться отражением общей ситуации в компании. Позитивная динамика говорит об улучшении атмосферы в коллективе, и наоборот. Руководство сможет адекватно реагировать в конкретных ситуациях, искать корни проблем (неадекватный стиль руководства, нестыковки в бизнес-процессах, нехватка ресурсов, ошибки в планировании и т.д.). Если каждый сотрудник будет стремиться к тому, чтобы «солнечных» дней в компании было больше, то вполне естественно, что корпоративный климат станет значительно теплее.
 
Варианты воплощения
 
Если организация немногочисленная (до 70 человек) и располагается в одном здании, то климатическая карта может быть выполнена в виде плаката, на котором для каждого подразделения выделена своя часть. Рядом с такой картой должен располагаться запас наклеек в виде солнышек и тучек. Саму карту лучше разместить в месте наиболее оживленного движения, но в зоне видимости секретаря или охранника. Это необходимо для исключения диверсии (когда сотрудник захочет снять значки-тучки со своей фамилией).
 
Если организация многочисленная — насчитывает более 70 человек — и территориально разрознена, то климатическая карта может быть выполнена в электронном виде, например на внутреннем сайте компании. Сотрудник должен иметь возможность одним кликом отправить на эту карту соответствующий значок, для этого выбирается подразделение, фамилия того, кому отправляется значок, и сам значок (солнышко или тучка). В таком варианте значков может быть больше, например тучка с каплями дождя, если сотрудника довели до слез, или с молнией, если его довели до крайней степени раздражения.
 
Варианты информирования
 
Идею создания корпоративной климатической карты, ее назначение и правила использования необходимо довести до каждого сотрудника. При разработке текста следует правильно расставить акценты и объяснить выгоды тех, кто решит ею воспользоваться. При описании этого инструмента у вас появляется возможность изложить неписаные правила поведения в коллективе. Будьте готовы к тому, что поначалу активность может быть весьма низкой. Ко всему новому люди должны привыкнуть. Для информирования можно использовать корпоративную почту: разослать письмо или презентацию, выполненную в Power Point. Можно довести информацию на собрании, но в таком случае рекомендуется использовать наглядные материалы, чтобы оживить выступление.
 
Вместо заключения
 
Возможно, кому-то такой инструмент покажется непрофессиональным и даже легкомысленным. К сожалению, не все серьезные инструменты работают эффективно: корпоративный кодекс поведения не делает вашу компанию образцовой, даже самые подробные должностные инструкции не превратят сотрудников в профессионалов, MBO и система KPI сами по себе не воодушевляют подчиненных на подвиги. Нужны инструменты, которые способны вызвать эмоции, внести в жизнь сотрудников какое-то яркое событие, добавить разнообразия и новых красок. Корпоративная климатическая карта — один из таких инструментов.
 
Пример текста обращения к сотрудникам
 
Есть гипотеза, согласно которой климат на планете связан с энергией, излучаемой людьми. Когда человек радуется, когда ему хорошо, он излучает хорошую энергию. Когда человек расстроен, недоволен или раздражен, и природа злится вместе с ним. Чем больше людей излучают плохую энергию, тем хуже климат на нашей планете. Когда человек улыбается, он излучает добро и радость, проявляет терпение, понимание и внимание к окружающим. Он светится изнутри, как маленькое солнце. Способность человека согревать атмосферу вокруг себя не связана с возрастом, должностью, не зависит от пола и профессии. Эта способность зависит от его желания быть человеком:
 
- приятным;
- доброжелательным;
- внимательным;
- терпимым;
- полезным.
 
Наверное, мы не можем изменить климат в масштабах всей планеты, но в наших силах позаботиться о климате в своем коллективе, в своей компании. С этого момента у нас появится возможность наблюдать за собственным климатом!
 
Вы спросите: как это будет работать? Очень просто! Если коллега улучшил Ваше настроение, разрядив сложную ситуацию, оказав Вам помощь или поддержку, доброжелательно ответив на Ваш запрос, искренне улыбнувшись Вам, наклейте солнышко с его фамилией на климатическую карту компании в квадрат его подразделения.
 
1. Подарив такому сотруднику солнышко, Вы возвращаете ему часть того света и тепла, которые он проявил в общении с Вами. Человеку всегда приятно получить признание.
2. Появление солнышка сигнализирует о том, что кому-то хорошо, чье-то настроение стало лучше. Чем больше таких значков, тем больше тепла и света в нашей компании.
3. Это хорошая игра, которая внесет в наши будни приятное разнообразие.
 
В конце каждого дня все значки-солнышки будут подсчитаны и результат будет занесен в метеоисторию компании. У нас появится возможность увидеть «солнечные пятна» на нашей карте, поставить собственные температурные рекорды, выявить закономерности, определить количество солнечных дней… Мы сможем понять, кого в компании можно назвать по-настоящему «солнечным» человеком.
 
А как же дожди и грозы? Конечно, наша карта должна отражать реальную погоду в компании, поэтому на ней есть место и тучам. Если коллега испортил Вам настроение тем, что, нагрубил, проявил равнодушие, отказал в помощи, подвел Вас в работе, наклейте тучку с его фамилией на климатическую карту компании в квадрат его подразделения.
 
В чем заключается смысл?
 
1. Вместо того чтобы копить обиду или раздражение, выплесните эти эмоции на нашу климатическую карту. Иногда становится легче, когда есть возможность выразить свое настроение.
2. Возможно, появление тучки не исправит человека, но Вы дадите ему шанс понять, что он кому-то сделал очень неприятно, больно, обидно… Вы дадите ему шанс что-то изменить.
3. Конфликты не всегда зло. Как после хорошего ливня и грозы вдруг появляется радуга, так и после конфликта люди могут сблизиться и стать более внимательными друг к другу. Не стоит копить обиду в себе.
 
Наклеивать солнышки и тучки можно в адрес любого сотрудника компании, включая руководителей и генерального директора. Нельзя клеить солнышки со своей фамилией. Нельзя снимать наклейки с климатической карты. Будьте уверены, никаких санкций в адрес автора или того, кому адресована наклейка, применяться не будет. Эта игра затрагивает исключительно нематериальную сферу. Сколько солнечных дней будет в нашей компании, зависит от каждого из нас.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: