Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Типы и принципы коучинга

Коучинг, коуч — с каждым днем эти слова приобретают все большую популярность. Некоторые полагают, что коучинг — это разновидность терапии, другие считают его формой обучения, тренингов, третьи — консультированием. На самом деле коучинг не является ничем из вышеперечисленного. Между тем он получил широкое распространение как наиболее эффективный способ улучшения личных результатов.

Различают три вида коучинга:
 
1) персональный коучинг — процесс, направленный на достижение личных целей человека (например, изменить свое поведение, стать более коммуникабельным, улучшить отношения с окружающими);
 
2) корпоративный коучинг — процесс, направленный на достижение сотрудником целей, в которых заинтересована компания (например, помощь сотрудникам офиса в улучшении их профессиональной деятельности); по мнению автора, в данном случае коучу необязательно разбираться в тонкостях бизнеса, достаточно большого жизненного опыта и знания вопроса, которому посвящен тренинг;
 
3) бизнес-коучинг — процесс, направленный на достижение профессиональных целей клиента.
 
Коучинг иногда путают с консультированием. Однако не стоит забывать, что консультирование имеет корректировочную функцию, оно уделяет большое внимание имеющемуся опыту, и в этом его принципиальное отличие от коучинга. Такая же ситуация и с терапией, которая, скорее, направлена на прошлое, чем на будущее. Коуч же избегает «копаться» в прошлом клиента и не стремится выявить его глубинные личностные конфликты.
 
У коучинга много общего с наставничеством, но оно более директивно, общение происходит в системе «учитель — ученик», а коучинг представляет собой партнерство. Несколько отличаются друг от друга и функции «ведущих» этих процессов: наставник выступает как более опытный, авторитетный специалист, а коуч оказывает лишь направляющую поддержку. Что же касается сравнения коучинга с обучением, тренингом, то нужно помнить, что обучение представляет собой лишь передачу навыков и проверку усвоенного материала. Коучинг может следовать за тренингом в качестве метода закрепления полученных навыков. В отличие от тренингов коучинг не имеет жестких рамок.
 
Коучинг — это прямое воздействие, предполагающее незамедлительное повышение эффективности клиента. Многие техники коучинга заимствованы из нейролингвистического программирования (НЛП) — методологической концепции моделирования эффективного поведения и обучения этим моделям. В НЛП, как и в коучинге, особая роль отводится технологии построения целей, планов, методам их реализации. В бизнесе и коучинге НЛП применяют для повышения личной эффективности. Таким образом, коучинг и НЛП дополняют друг друга, что позволяет добиться потрясающих результатов.
 
В настоящее время спрос на коучинг (и коучей) непрерывно растет. Спектр его применения в бизнесе весьма широк. Например, коучинг используют в целях мотивации, обучения персонала, создания сплоченной команды, устранения конфликтных ситуаций в коллективе, развития организации. Особой популярностью пользуется административный коучинг, который проводится для руководящего состава и первых лиц компании.
 
Лежащий в основе коучинга структурированный мыслительный процесс позволяет понять, какие цели ставит перед собой клиент и как их можно достичь. Не вдаваясь в психологические тонкости и нюансы, коуч определяет границы конкретной проблемы, вычленяет ее из множества неоформленных, неосознанных страхов, желаний, надежд клиента. Данная методика стимулирует раскрытие потенциала человека, помогает позитивно настроиться по отношению к самому себе и к окружающему миру. Благодаря ей клиент узнает о своих возможностях, укрепится в своей позиции и будет принимать только конструктивные решения.
 
Плюсы использования коучинга в организации также очевидны. Постоянный профессиональный рост сотрудников, повышение «качества» человеческих ресурсов позволят решить такие проблемы, как опоздания на работу, низкая производительность труда, болезни сотрудников.
 
В последнее время растет практика проведения коучинга руководителями отделов со своими подчиненными. Здесь также есть масса плюсов, ведь руководитель-коуч может достигнуть со своей командой новых высот, получить массу положительных эмоций от работы с персоналом. Кроме того, коучинг развивает в подчиненных ответственность, у руководителя появляется возможность делегировать им определенные полномочия, что существенно экономит время.
 
ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА
 
Первый принцип коучинга — это равноправие, иначе говоря, партнерство. Именно оно создает благодатную почву для сотрудничества с клиентом. Коуч координирует, направляет процесс, не являясь при этом доминирующей силой. Коучинг не ставит своей задачей учить клиента чему-нибудь и наставлять его «на путь истинный».
 
Второй, не менее важный принцип — вера в человека, его способности и возможности. Главное в процессе коучинга — это задачи и цели клиента. Потенциал человека огромен, нужно лишь раскрыть его.
 
Третий принцип — отсутствие экспертной оценки. Коуч не предлагает клиенту готовых ответов и решений, клиент должен «дойти» до них сам. Когда человек принимает решение самостоятельно, он берет на себя ответственность за его выполнение и последствия. Коуч не должен давать советов, подход «если бы я был на Ввашем месте, то…» в данном случае неприменим, он может лишь подталкивать клиента к очевидному, направлять его.
 
Четвертый — принцип единства и взаимосвязи. Все сферы жизни человека взаимосвязаны. Если положительные изменения коснутся одной сферы, это непременно отразится на другой.
 
Последний основной принцип — принцип мониторинга. Необходимо понимать, что коуча в первую очередь интересует настоящее и будущее клиента, чье внимание должно быть сосредоточено на поставленных целях.
 
Главный инструмент коуча — это развивающие вопросы, которые помогают человеку разобраться в себе, в ситуации, разложить все по полочкам и осмыслить происходящее («Что помогло бы Вам достичь желаемого в данной ситуации?» или «Что было трудным для Вас? Каких навыков Вам не хватало?»). Особенно важно уметь задавать вопросы таким образом, чтобы добиться правды от клиента. Клиент должен взглянуть на ситуацию со стороны, объективно или посмотреть на нее с точки зрения другого человека. Самое большое внимание следует уделять открытым вопросам, начинающимся со слов «что», «где», «когда» и т.д. Такие вопросы требуют от человека развернутых ответов.
 
ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОУЧА
 
Томас Леонард говорит о трех факторах, которые влияют на эффективную работу коуча с клиентом:
 
1) наличие практических навыков и опыта разрешения вопросов и проблем в определенной области, а именно в той, в которой он предлагает свои услуги;
2) наличие навыков проведения коуч-сессий;
3) личность самого коуча.
 
Какими же основными принципами должен руководствоваться коуч?
 
- Полное принятие своего клиента. Нужно принимать его не таким, каким он станет, будет или должен стать, а таким, каким он является сейчас, со всеми его достоинствами и недостатками.
 
- Умение видеть и находить ценность даже в ошибках клиента, ведь коуч не должен осуждать его.
 
- Работа исключительно в интересах клиента. Коуч должен понимать, что его суждения, мысли, мнение вторичны, во главу угла необходимо ставить мысли, интересы и цели самого клиента. Роль коуча заключается в том, чтобы узнать, чего хочет клиент, действительно ли клиенту нужно то, чего он желает в данный момент, т.е. насколько осознанна цель клиента и каким образом этого достичь.
 
Для того чтобы сессия была продуктивной, коучу необходимо определенным образом настроиться на нее. В этом может помочь следующее упражнение: необходимо сесть поудобнее и проговорить фразы, приведенные ниже. Отметьте, какие из них больше всего вам подходят, какие способствуют продуктивности сессии. Возможно также записать собственные мысли.
 
- Это может быть довольно скучно.
- Я надеюсь, что он не будет упоминать об Y.
- Я здесь ради этого человека до … часов, как мы и договаривались.
- Я хочу многое сделать для него.
- Это будет интересно для меня и полезно для него.
 
Необходимо подумать и о клиенте, которого следует ввести в нужное психологическое состояние. Коуч должен быть открытым, дружелюбным, настроенным на плодотворное сотрудничество, ведь в любой деятельности ключ к успеху — наш позитивный настрой. Разговор следует начинать естественно и непринужденно, не «набрасываясь» с ходу на проблему клиента. Не стоит стремиться быть идеальным и совершенным, основной принцип коуча: «Вас должно хватать!», что означает соблюдение баланса между авторитетом, направляющими действиями коуча и внутренней работой самого клиента. Коучинг зарекомендовал себя как наиболее экономически выгодный и эффективный способ улучшения индивидуальной деятельности, но значительного и долгосрочного эффекта можно достичь лишь будучи искренне заинтересованным в своих клиентах и их достижениях.