Три типа управленческих решений

naim.ru logo
Управленческие решения — это то, что отличает менеджера от других сотрудников компании. Главная особенность управленческих решений заключается в том, что любое решение руководителя оказывает влияние на людей как внутри, так и вне компании. Эти решения сопровождают весь цикл управленческой деятельности, принимаются руководителем постоянно и, по сути, ведут компанию либо к результативности и процветанию, либо к краху.
 
Управленческие решения появляются в процессе деятельности, который называется процессом принятия решений. В нем тесно переплетаются логика, интуиция, эмоции, воля и личностные особенности руководителя. В процессе принятия решений наиболее полно и рельефно проявляется политика организации — финансовая, кадровая, коммерческая, производственная — обнаруживается специфика корпоративной культуры компании. При принятии решений резче и отчетливее обнажаются старые и новые конфликты. Характеристики процесса принятия управленческих решений становятся маркерами, с помощью которых можно понять особенности организации и ее проблемы.
 
Процесс принятия управленческого решения является сложным механизмом, в котором велика роль субъективных психологических факторов. Более того, это процесс психологический, напрямую связанный с волевым аспектом личности человека, принимающего решение. Таким образом, особенности решений зависят от личности менеджера: личностные свойства руководителя (как позитивные, так и негативные), не проявляясь в обычных условиях, максимально открываются в процессе принятия решений.
 
Исходя из того что принятие решений — это волевой процесс, можно выделить три типа решений.
 
1. Легкое решение. Решение принимается без особого внутреннего усилия по причине того, что отсутствует борьба мотивов человека, нет внешних препятствий, а цель четко обозначена. Тогда быстро проходятся первые пять этапов «кольца принятия решений», руководителю остается только реализовать решение и проконтролировать его выполнение. Например, когда ситуация руководителю знакома (скажем, он уже принимал подобное решение о поставках своего товара), обстоятельства понятны, а цель четко обозначена, тогда решение принимается без промедлений и может восприниматься как рядовое.
 
2. Вынужденное решение. Решение становится результатом преодоления внутреннего конфликта, вызванного борьбой мотивов. Человек приходит к такому решению не потому, что оно лучше, а потому, что никакое другое уже невозможно. В процессе формулирования и оценки альтернатив человек понял, что другие альтернативы не имеют значения, т.к. они потеряли актуальность в конкретной ситуации, и в этом случае решение не принимается, а скорее констатируется как необходимость. Например, руководитель хочет принять в компанию на должность финансового директора соискателя с лучшими характеристиками и выдающимися способностями. Длительный процесс поиска и отбора, не удовлетворяющие критериям поиска кандидаты, их высокие требования к условиям труда — все это приводит компанию к невозможности принимать обоснованные финансовые решения, к тому же добавляется усталость руководителя от процесса поиска кандидатов, в итоге он принимает на работу финансиста с небольшим опытом работы, отказываясь от первоначальной цели.
 

3. Решение, принятое с усилием. Процесс принятия и последующая реализация решения сопровождается ярко выраженным чувством напряжения. Это чувство появляется в тех случаях, когда решение не является результатом борьбы мотивов и ценностей, т.к. руководитель не может выбрать альтернативу, потому что его мотивы подавляются. В этой ситуации человек неизбежно испытывает чувство усилия при принятии и реализации решения. Например, соучредители компании обсуждают маркетинговую стратегию, и кто-то из них не соглашается с предложением, которое приняло большинство партнеров, т.к. ему кажется, что другие варианты более выгодны для компании. Его убеждают, говоря о целесообразности такого решения, хотя оно и не самое лучшее. Учредитель вынужден присоединиться к партнерам, хотя в дальнейшем выполнение такого решения потребует от него усилий и может быть некачественным. 

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: