Уйти в стартап и не вернуться

naim.ru logo

Некоторые успешные менеджеры Российской Федерации могли бы хоть сегодня бросить свои насиженные места и начать все сначала в более молодых фирмах, которые только начинают свою бизнес-деятельность. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного недавно экспертами из Российской венчурной компании и «Ward Howell».

Большую часть своего трудового пути Александр Малюков посвятил работе в «Benefon». Венцом его карьеры стала должность главы отдела информационных технологий в центральном офисе компании. Однако в 2007 году позиции работодателя на рынке серьезно пошатнулись, и Александру ничего не оставалось делать, кроме как начинать поиск иных карьерных перспектив.
 
«Конечно же, я мог уйти работать в другую компанию, к примеру, в «Nokia». Однако я не имел никакого желания снова становиться ничтожной частью огромной корпорации», - говорит Малюков.
 
В итоге Александр согласился возглавить на то время уникальный проект, который впоследствии привел к созданию сайта «blondinka.ru». Он стал генеральным директором одноименной фирмы и занялся интернет-рекламой. Через пару лет Малюков занял должность президента компании «Witology» и начал заниматься поиском и подбором кадров.
 
«Нередко у нас получается привлекать опытных менеджеров из известных корпораций, - рассказывает Малюков. – Но должен сказать, что стартап – это нелегко. Человек, которых хочет себя этому посвятить, должен понимать, что риск порой бывает неоправданно высоким, а ответственность и нагрузки непомерно большими. Некоторые вещи нужно делать собственными руками. Впрочем, обычно все эти трудности не останавливают опытных менеджеров».
 
Эксперты из «Ward Howell» («WH») уверяют, что многие отечественные менеджеры не рассматривают возможность перехода в стартап, как понижение. Доказательством этого может послужить опрос нескольких сотен управленцев, информация о которых содержится в базе данных компании «WH». В исследовании приняли участие 1500 респондентов. 60 процентов из них признались, что в свое время работали в бизнес-проектах, а 35 процентов никогда не были предпринимателями. Из тех, кто подобный опыт имеют, 60 процентов выразили готовность трудиться в компаниях, которые только выходят на рынок.
 
Стартапами интересуются менеджеры, располагающие не просто определенным запасом знаний, но и уникальным опытом. Аналитики «WH» утверждают, что обучение в известных западных бизнес-школах помогает накапливать такой опыт, а вот различные кросс-индустриальные и кросс-функциональные переходы – нет. При этом работая в крупных компаниях Европы и Америки, управленцы привыкают к комфорту, строго регламентированному кругу обязанностей, и поэтому в стартапы не стремятся. Кроме этого, известно, что интерес к новому делу чаще проявляют люди, возраст которых пересек 40-летний рубеж.
 
До проведения опроса у исследователей имелась гипотеза: опытные и успешные руководители ни за что не захотят принимать участие в стартапах, так как подобное продолжение трудовой деятельности посчитают шагом назад. Однако позже такое мнение оказалось несостоятельным. При этом главным мотивирующим фактором менеджеры назвали не деньги, а возможность самореализации и свободу, ведь после перехода в стартап можно наконец-то превратиться из обычного наемника в независимого собственника. Если же говорить о теме финансов, то потребности отечественных управленцев, выразивших желание начать все с нуля, не превышают их сегодняшние компенсации. Претенденты на должность генерального директора стартапа хотят зарабатывать, как минимум, 210 тыс. долларов в год, а средний желаемый доход достигает 750 тыс. долларов.
 
Инициатор исследования, Российская венчурная компания уже достаточно давно занимается анализом проблем инновационных компаний для того, чтобы научиться эффективно преодолевать их в будущем. Эксперты РВК утверждают, что один из самых больных вопросов для отечественных технологических предприятий – неправильная кадровая политика. Компании развиваются слишком медленно, причем, как правило, это обусловлено внутренними факторами. В частности, одна из причин – менталитет собственников. По мнению аналитиков, они слишком много времени занимают высокие посты и таким образом тормозят развитие.
 
90 процентов американских компаний отдают бразды правления в руки наемного менеджера после первого этапа финансовых вливаний. А вот в Российской Федерации основатели бизнеса хотя и имеют желание расширить свое дело, не понимают, каким образом можно этого добиться. Эксперты из РВК считают, что в нашей стране так и не дождались своего расцвета сотни перспективных стартапов, поскольку их создатели не были достаточно подготовленными для успешной предпринимательской деятельности.
 
Между тем, исследователи узнали у российских менеджеров, какими качествами, по их мнению, должен обладать человек, чтобы возглавить стартап и в будущем добиться в этом деле успеха. Оказалось, что на первое место управленцы ставят умение мотивировать и подбирать персонал, на второе - организационные способности и лидерство, а на третье – оптимизм и стрессоустойчивость.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: