Построение карьеры

Устная аттестация, или Все начальники разные

naim.ru logo

Перед устной аттестацией Вам нужно выяснить не только что и как Вы будете говорить, но и кому Вы это все скажете. Конечно, это будет Ваш босс. Но все начальники разные, даже среди них встречаются просто чудовища, с которыми следует держаться крайне осмотрительно. Будем надеяться, что Ваш - совершенный душка, но ведь и он может оказаться и другим. Например, глупым, постоянно занятым, властным или даже неуверенным. Поэтому, прежде чем думать о том, что следует говорить, ознакомимся с моделями поведения наиболее распространенных типов начальников и с наилучшими подходами к ним. Зная, к кому мы обращаемся, проще подобрать нужные слова. Итак, основные типы проблемных начальников таковы:

- сверхзанятой;
- бестолковый;
- властный;
- неуверенный;
- неорганизованный;
- апатичный;
- путаник.
 
Есть и другие категории начальников, но все они так или иначе представляют собой комбинации черт вышеперечисленных типов. Поэтому мы рассмотрим не только подходы к каждому из основных типов, но и научимся быстро вырабатывать тактику, повстречавшись с типом, не поддающимся классификации. Научившись свободно себя вести с проблемными боссами, Вы сможете предупреждать каждый их шаг. Итак, приступим…
 
Сверхзанятой босс
 
Ему нравится легкая жизнь, и он не любит прилагать усилия. Для него аттестация — это одна из нудных обязанностей, с которой необходимо побыстрее разделаться. У него и так не хватает времени ни на что, а тут еще Вы. Имея дело со слишком занятым начальником, следует быть достаточно настойчивым. Через 10 минут после начала аттестации он может вдруг вспомнить, что должен срочно встретиться с генеральным директором. «Прошу прощения, но мне просто необходимо бежать, пожалуйста, подпишите здесь, что Вы прошли аттестацию, а через полгода мы опять встретимся, ладно?» Нет, не ладно. Вам нужно твердо настоять на своем. Объясните, что Вы не успели обсудить и часть того, что хотели, и попросите перенести аттестацию на другое время. Вежливо, но настойчиво откажитесь расписываться под протоколом, если считаете, что никакой аттестации не было. Не идите на поводу у своего слишком занятого босса. Вы имеете право на адекватную аттестацию — это ценная и жизненно важная часть Вашего карьерного «инструментария».
 
Бестолковый босс
 
Такого типа менеджеры действуют всегда наугад. Им даже не приходит в голову прочесть хоть одно из руководств по проведению аттестаций, не говоря уже о том, чтобы учиться, совершенствовать свое мастерство или заботиться об атмосфере в коллективе. Печально то, что он часто и не догадывается о собственной узколобости, что делает положение безнадежным. Такой босс может предложить провести аттестацию в буфете, поскольку лучшего места он придумать не в состоянии.
 
Хорошо то, что его довольно легко подчинить своей воле. Когда он предложит пройти в буфет, скажите на это: «Я не уверен, что это хорошая идея. Мне кажется, следует найти более спокойное место, а в буфете нам будет не слишком удобно, согласны?». Если Вы возьмете инициативу в свои руки, он подчинится. Поскольку такого рода люди не уверены в себе и в правильности своих решений, он будет рад воспользоваться чужими знаниями и опытом. Он обо всем имеет весьма смутное представление, и Ваша определенность в целях для него как манна небесная. Если не будете слишком давить на него, он будет рад повиноваться. Чаще говорите не «я», а «мы». Пока он верит, что Вы знаете, как и что делать, он будет счастлив исполнять роль пассажира, а управление предоставить Вам. Только не доверяйте ему устанавливать повестку дня или решать организационные вопросы.
 
Властный босс
 
Он знает, что для Вас лучше. Пытается навязать свои волю, подход, методы на любом заседании. Искренне верит в свою непогрешимость, непобедимость и в конечном итоге свою правоту. Этот босс — не подарок. Что вы можете сделать? Открыто заявить, что его решение неверно? Это напрасная трата времени, поскольку он уверен в себе. А как управлять людьми с раздутым самомнением? Совершенно верно, с помощью лести. Упаси Вас бог высказывать ему собственное мнение, Вы должны только спрашивать. Попросите его дать совет, объяснить, высказать свою точку зрения. Если Вам необходимо обсудить вопрос о своем обучении, спросите, что он об этом думает. Понятно, что Вы уже все сами выяснили и точно знаете, какие курсы Вам нужны и где они находятся. Но, попросив у него совета, Вы можете сразу заручиться его поддержкой. После этого мягко, используя лесть, подведите его к принятию необходимого для Вас решения. Покажите ему все брошюры, проспекты, все подробно расскажите и спросите, что он об этом думает. Не скупитесь на вопросы типа «Так Вы думаете, для меня это будет хорошо?» и «Ваша помощь для меня очень важна. Какие курсы мне лучше выбрать?». Властность нужна Вашему боссу, чтобы скрыть собственные недостатки. Когда Вы поймете, какие именно, Вы сможете управлять им (то же самое относится ко всем типам проблемных боссов). Поняв, что именно он скрывает, Вы узнаете его уязвимые места. И тогда сможете манипулировать ситуацией к собственной выгоде.
 
Неуверенный босс
 
Такого типа менеджеры боятся принимать решения из страха ошибиться, опасаются, что конструктивная критика ослабит их позиции, приходят в ужас от необходимости взять на себя ответственность или пойти на риск. Он может даже страшиться того, что Вы займете его пост, а потому на всякий случай предпочтет выставить Вас в дурном свете.
 
Два варианта этого типа - неуверенный в силу трусости и неуверенный в силу озабоченности собственной персоной — требуют разного подхода. Трусливому боссу нужна уверенность, что ответственность лежит на Вас и он может расслабиться. Пока он доверяет Вам — а Вы умеете незаметно внушить ему это чувство, — можете делать с ним что угодно. Озабоченный босс не должен заподозрить, что Вы можете справиться с работой лучше, чем он. Необходимо внушить ему, что Вы трепещете перед ним и даже не мечтаете о том, чтобы занять его место. Убедите его в том, что Вы лишь один из всех и самостоятельно даже нос вытереть не в состоянии. Попросите у него совета, поддержки и помощи. Внушите ему, что Вы нуждаетесь в нем.
         
Неорганизованный босс
 
Он забыл, что сегодня аттестация, и не помнит, в какой комнате она состоится, по рассеянности не захватил с собой Ваше личное дело. Если зазеваетесь, вирус неорганизованности перекинется и на Вас и окружающие начнут воспринимать Вас как человека недисциплинированного. С таким боссом управляться намного проще, чем с другими. Вы должны стать его опекуном. Непосредственно перед аттестацией следует позвонить ему с вопросом: «Я звоню только уточнить — аттестация сегодня в 3 часа в совещательной комнате внизу, правильно?». С помощью такой уловки Вы деликатно напомните ему, куда и когда он должен явиться. Можете пойти дальше и спросить: «Мне нужно что-нибудь принести с собой, например личное дело? Ах, извините за глупость, ведь его принесете Вы». Этот звонок должен выглядеть естественно.
 
Во время аттестации как можно чаще используйте местоимение «мы» вместо «я». Например. «Было бы очень полезно, если бы нам удалось до конца разобраться в новой процедуре выписывания счетов-фактур» вместо «Я не совсем разобрался в новой процедуре выписывания счетов-фактур». В этом примере «мы» включает весь отдел, и Вы не выглядите единственным тупицей.
 
Апатичный босс
 
Его нельзя беспокоить по пустякам. Ему предстоит еще так много аттестаций, что от этого он впал в уныние и думает о чем-то совсем ином. Такого босса легко вовлечь в игру. Его нужно заинтересовать аттестацией. Засыпьте его вопросами, привлеките его внимание своим воодушевлением, будьте эффектным, не бойтесь смелых обобщений. Развлекайте его. Если надо, заставьте его смеяться. Поразите его красочностью своей речи, и его интерес к предстоящему мероприятию гарантирован.
 
Путаник
 
Такой босс всегда воспринимает аттестацию как возможность заняться чем угодно другим: поговорить о дисциплине, о необходимости повышения квалификации, о прибавке к жалованью, о планах сбыта на следующий год, о пересмотре бюджета — да все равно о чем. Он просто иначе не может - ему нравится все запутывать. Вам придется помочь ему сосредоточить внимание на главном.
 
Когда он попытается превратить аттестацию в дисциплинарную комиссию, деликатно поправьте его: «Гм, мне кажется, мы сегодня встретились здесь не для этого. Прошу прощения, но Вы застали меня врасплох. Я не подготовлен к разговору на эту тему. Может быть, мы поговорим об этом в другой раз, когда я подготовлюсь?». Если он будет упорствовать, Вы тоже можете проявить настойчивость: «Послушайте, это ведь моя аттестация, и я хотел бы провести ее по правилам. Если Вы не согласны, может быть, мы перенесем ее на другое время? Я буду рад обсудить эту историю с санитарным инспектором и белковым кремом, хотя, мне кажется, эта тема уже исчерпана. Вы хотите сказать, что наша встреча — это официальное разбирательство дисциплинарных/бюджетных/прочих вопросов?». Выделите слово официальное, и он отступится: в глубине души он прекрасно понимает, что не должен использовать аттестацию для решения посторонних проблем — с его стороны это очень сомнительная попытка.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: