Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Учитесь критиковать правильно

Одна из основных функций руководителя – указывать подчиненным на их ошибки. Эта обязанность начальника – еще и одна из самых неприятных. Часто руководитель переживает, что результатом такого разговора могут стать конфликты и испорченные отношения в коллективе. Однако если претензии сформулированы правильно, то вполне можно избежать конфликтной ситуации, а критикуемый сумеет быстрее осознать свои недочеты.

При идеальном раскладе сотрудник должен внимательно выслушать претензии руководителя, задать несколько дополнительных вопросов и исправить недочеты. Однако в реальной жизни человек часто принимает критику «в штыки», за этим могут последовать резкие выражения, а закончиться все может скандалом. Как показывают исследования специалистов, во время проблемной ситуации человек действует по определенному шаблону – каждый пытается контролировать ситуацию и часто неосознанно стремится одержать верх. Поэтому конструктивного обсуждения ошибок не получается, вместо этого происходит противостояние сторон. Есть и иные причины: по мнению исследователей, многие слишком упрощенно воспринимают поведение окружающих, недооценивая воздействие внешних обстоятельств, а личным качествам людей напротив, придавая слишком большое значение. Особенно часто подобные ошибки совершаются в цейтнотной ситуации. К сожалению, менеджеры постоянно заняты настолько, что вникать в детали и основательно продумывать все варианты решения им просто некогда.
 
Поэтому при подготовке к разговору руководители стремятся предельно упростить суть проблемы, принимают во внимание лишь одну причину ошибки, отбрасывая остальные объяснения. Начальник во время разговора с подчиненным начинает навязывать ему свой взгляд на ситуацию и даже не собирается менять свое мнение. Если все пойдет именно так, то вряд ли шеф сможет добиться нужного результата, как бы он не критиковал своего сотрудника – в резкой форме или относительно тактично.
 
А вот для того, чтобы критические замечания достигали цели и оставались справедливыми, нужно учитывать определенные моменты. Во-первых, сотрудники воспринимают критику более спокойно, если понимают, что их начальнику можно доверять, видят, что шеф доброжелателен и объективен в своих оценках, умеет слушать и учитывает возражения. Во-вторых, для того чтобы добиться такого отношения руководитель не должен заранее настраиваться на ограниченный взгляд на проблему. Если решение принято шефом еще до беседы с подчиненным, тот будет или считать, что руководитель к нему несправедлив, или посчитает его пристрастным человеком, или даже почувствует с его стороны угрозу. Кстати, ощущение угрозы может возникнуть и потому, что кто-то из начальников, стремясь смягчить замечания, изъясняется не очень четко. Сотрудник просто не поймет, что именно не устраивает шефа.
 
 
Как же научиться критиковать правильно? Проанализируйте свою последнюю неприятную беседу с сотрудником, вспомните все свои действия, постарайтесь взглянуть на ситуацию со стороны и увидеть просчеты. Как Вы разговаривали с подчиненным? Были ли готовы к диалогу? Или навязывали ему свое видение ситуации?
 
Теперь, готовясь вызвать сотрудника «на ковер», постарайтесь учесть несколько моментов. Не загоняйте себя и своего оппонента в угол, иначе критика просто не достигнет цели. Не зацикливайтесь на первом же подходящем объяснении, хотя и не исключено, что оно может быть правильным. Проанализируйте, что еще могло быть причиной проблемной ситуации.                      
 
Постарайтесь удержаться от искушения объяснять неудачи и промахи подчиненного только лишь особенностями его характера. Учитывайте условия, в которых ему приходится работать, поинтересуйтесь, от кого еще зависят решения сотрудника.
 
И, наконец, основной секрет искусства критики сотрудников – нужно вести себя так, чтобы подчиненные понимали: Вы открыты для диалога и готовы к честному обсуждению проблемы.