Черный список работодателей: как избежать и как противодействовать

naim.ru logo

Профессиональные рекрутеры, к примеру, думают совсем по-другому, а ведь они находятся в постоянном взаимодействии с рядовыми соискателями. Им довольно часто приходится выслушивать жалобы от кандидатов, в особенности от представителей наиболее востребованных специальностей: секретарей, менеджеров по сбыту, бухгалтеров, по поводу того, что они не желают обсуждать вопросы трудоустройства с представителями компании, о которой в Интернете имеются негативные отзывы.

Нет никаких сомнений в том, что такая компания становится практически абсолютно непривлекательной на рынке труда. И если руководство такой фирмы пожелает пригласить на работу действительно хорошего специалиста, то вероятнее всего столкнется с немалыми трудностями. Кандидаты, которые в данный момент трудятся, обращают внимание в первую очередь на имидж компании-работодателя. И никогда не сменят место работы, даже при условии, что уровень оплаты труда на новом месте будет выше. Даже в том случае, если соискатель в данный момент находится в активном поиске рабочего места, он все равно хорошенько подумает, прежде чем устраиваться на работу в компанию с «подмоченной» репутацией. Чаще всего, такой претендент либо продолжит свои поиски, либо отдаст предпочтение вакансии от компании с позитивной репутацией, пусть даже эта вакансия будет менее привлекательной. Соискателю бывает достаточно всего лишь нескольких негативных отзывов, чтобы отказаться даже от весьма выгодного предложения. Особенно этот момент характерен для IT-компаний. Специалистов немедленно настораживает даже простое отсутствие какой-либо информации о деятельности компании или ее имидже на рынке труда.
 
Как правило, наиболее восприимчивым к негативным отзывам в Сети является контингент среднего звена. А если быть более точным, самые осторожные и опытные, не склонные к конфликтам сотрудники. Топ-менеджеры как правило наводят справки о предприятии, используя обширный круг своих знакомых; персонал же низшего звена чаще всего надеется на «авось».
 
То, что наличие отрицательной информации в Интернете основательно усложняет деятельность кадровиков и негативно сказывается на бизнесе фирмы, которая из-за всего этого не в состоянии привлечь профессиональных специалистов, ясно даже школьнику. А вот что делать, если доброе имя компании было несправедливо попрано? Над этим приходится ломать голову специалистам.
 
Месть уходящего
 
Нередко уволенный работник ищет причины своего увольнения во внешних факторах, не в последнюю очередь гиперболизируя проблемы бывшего своего работодателя. Такого сотрудника сложно переубедить в том, что его уволили по совершенно объективным причинам, а вовсе не из-за того, что фирма была такой плохой. Трудно иногда и потому, что доля правды во мнении бывшего работника также может присутствовать.
 
Кстати говоря, нередко на специализированных сайтах, блогах или форумах появляются жалобы и негативные отзывы не только обиженных работников, но и обыкновенных конкурентов Вашей фирмы. И ведь определить процент правдивых сообщений в общей массе практически нереально. Их там, как правило, не больше 50%. Остальное — написано людьми либо не всегда адекватными, либо преследующими строго определенные цели.
 
Именно о такой ситуации поведал директор компании по выпечке и доставке пиццы Александр Кудрявцев. «Несколько месяцев тому назад у нас случился достаточно неприятный инцидент. Один из работников был уличен в банальном воровстве и уволен. Оставшись у разбитого корыта, он принялся описывать в своем персональном блоге все унижения, которым якобы подвергался в нашей фирме, и даже потрудился выслать руководству предприятия ссылку на свои нечистоплотные опусы», — рассказывает Кудрявцев.
 
И хотя один-два подобных отзыва вряд ли способны реально нанести ощутимый ущерб доброму имени компании, массированное интернет-нападение, которое вполне может стать делом рук одного-единственного мстительного сотрудника, грозит существенно отразиться на имидже фирмы как работодателя. Тем более что отмеченный многими исследователями феномен относительно высокого доверия виртуальным мнениям, почерпнутым из Сети, а также огромное количество интернет-пользователей в стране, особенно развитых ее регионах, весьма этому способствуют.
 
Кто кого «переговорит»
 
Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, существует ряд более или менее надежных способов. Часть из них предлагает задействовать коммуникативные технологии. Попросту говоря, воспользоваться обширным арсеналом средств, разработанных для сражений с черным пиаром. Другая — направлена на задействование технических средств, которые позволят решить назревшую проблему, используя некоторые особенности поисковых систем. И, наконец, третьим способом могут стать обыкновенные мероприятия, предполагающие непосредственные переговоры с распространителем негативных отзывов.
 
Такое деление, следует заметить, довольно условно, учитывая, что эти способы взаимно дополняют друг друга. Например, если чудесным образом удастся идентифицировать недовольного сотрудника, связаться с ним, всё уладить и договориться, что он уберет свои нелестные отзывы с сайта, негативная информация еще долгое время будет находиться в памяти сетевых поисковых машин. В данном случае лучше всего привести в действие технические способы и попросту «забросать» сетевое пространство собственной позитивной информацией о Вашей компании, с тем, чтобы негативные отзывы переместилась с первых на последующие страницы Интернет-поисковиков.
 
Создание специальных блогов, нескольких дублирующих друг друга корпоративных сайтов, размещение пресс-релизов и даже некоторой части коммерческой информации на сетевых досках бесплатных объявлений — все это будет способствовать достижению поставленной цели.
 
В этом случае, набрав некоторую комбинацию слов, к примеру «черный список — название предприятия» человек наткнется на положительные характеристики, в то время как негативные сдвинутся на последние страницы. При этом необходимо, разумеется, учитывать частоту повторения ключевых слов, рейтинги ресурса и взаимные ссылки.
 
Однако добиться того, чтобы имя компании не обнаруживалось по целевому запросу в черном списке работодателей, практически нереально. Эксперты советуют в данном случае обратиться к владельцам подобного ресурса и предоставить им необходимые доказательства того, что опубликованная информация недостоверна. Чаще всего договоренность достигается. К слову сказать, жизнь сайтов с «черными списками» достаточно непродолжительна, и составляет в среднем от трех месяцев до полутора лет.
 
Без дискуссий
 
Иногда советуют просто откликнуться на отрицательное сообщение и предоставить пишущему свои контраргументы. Однако эксперты рекомендуют придерживаться другой тактики.
 
Практика показала, что реагировать на подобные высказывания достаточно хлопотно, затратно по времени и, что наиболее важно, неэффективно. Следовательно, поступать так не стоит. Гораздо результативнее выстраивать свой персональный бренд работодателя, концентрируя внимание на положительных сторонах компании, на примерах успешных карьер собственных работников.
 
Как меру профилактики, которая, как давно известно, гораздо надежней и проще лечения, эксперты рекомендуют ввести в обиход «выходное интервью», в котором будет собираться обратная связь работников о компании, с последующим использованием этих данных для улучшения работы предприятия и его репутации. Самокритичная фирма — даже в случае необоснованных жалоб от неадекватного уволенного работника — должна задаться резонным вопросом: а зачем же было нанимать неадекватного сотрудника?
 
Хотя ведь далеко не всегда можно вовремя и правильно оценить, насколько «мстительным» окажется уволенный человек… или даже его родственники. Как-то раз один из сотрудников совершил ошибку, несовместимую с дальнейшим пребыванием в фирме. Он отдавал себе отчет, что провинность тяжелая, и безропотно подписал заявление об увольнении. Но спустя несколько дней рекрутеры заметили, что имя компании постоянно муссируется в черных списках. Бывший сотрудник, после обращения за разъяснениями, признался, что в Сети без его ведома хозяйничала его супруга. Как Вы понимаете, предотвратить схожие ситуации практически нереально. Но тщательно отслеживать их и вовремя устранять жизненно необходимо.
 
Следует отметить, что если нежелательное уже произошло и осталось лишь исправлять ошибки, эксперты рекомендуют придерживаться трех главных правил ведения дискуссии в интернет-пространстве: не оскорблять своего оппонента, не оправдываться и не давать эмоциям одержать верх. Ведь, всем хорошо известно, в споре победит не тот, кто на самом деле прав, а тот, кто хладнокровнее. Оскорбления наводят на мысли о злобе и бессилии, что вызывает отторжение даже у случайных читателей, как потребителей данного информационного продукта.
 
Если учесть, что главная награда в этом информационном противоборстве — суждение людей, которые не могут иметь своей собственной точки зрения на проблему, и не особенно склонны выяснять все подробности, важно взывать не только лишь к логике, но и просто к эмоциям этой случайной аудитории. Наилучшее средство, которое активно привлечет аудиторию на Вашу сторону, — юмор. Вы можете довести обвинения оппонента до абсурда, либо просто высмеять оппонента, отыскав в его посланиях логические несоответствия или откровенные несуразицы.
 
Однако создать на самом деле смешной текст не так просто, и если никто из команды «отбивающихся» не наделен этим талантом, лучше не стараться выполнить эту задачу самостоятельно.
 
Ну и, само собой, важно не забывать о том, что излишне рьяные попытки восстановить попранную справедливость и достойно ответить на мелкий выпад недоброжелателя могут привести к обратному эффекту и лишь еще больше раздуть неприятный для Вашей компании инцидент, поспособствовав его дальнейшему усугублению.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение:

Иван

Безусловно, попав в такой "чёрный список", вы получаете большой минус в свою репутацию. Однако не всегда этот минус является правдой, и если предыдущий работодатель выставил Вас не в лучшем свете несправедливо, то стоит подготовить факты и опровергнуть его слова.

Елена

Как говорится, у работодателей своя правда, а у работников - своя. Все эти способы помогут восстановить доброе имя компании. А если компания все-таки "не добрая"? И негативные отзывы в интернете справедливы? Тогда, воспользовавшись данными советами, они скроют предупреждения бывших работников о своей нечистоплотности

Вера

Конечно, на месте соискателя я бы даже не пыталась узнать насколько правдивы негативные отзывы особенно на личном опыте. Так что лучше бороться с осквернением доброго имени.