«Что посеешь, то пожнешь», или Все об адаптации нового сотрудника

naim.ru logo

Любое предприятие состоит из людей. Именно работники обеспечивают эффективное использование любых ресурсов организации и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Прежде всего, это зависит от качества работы по подбору персонала. Однако даже лучшая система подбора персонала не будет эффективной, если не уделять должного внимания адаптации новых работников.


Как показывает практика, около 80% новых работников, которые увольняются по собственному желанию, принимают такое решение в первый день работы, остальные - в первую неделю. Итак, компания фактически имеет максимум неделю, чтобы произвести положительное первое впечатление. Каждая компания имеет свои подходы и взгляды на адаптацию новых сотрудников. Хотя еще довольно часто руководители не задумываются об этом периоде жизни человека в компании или сознательно отказываются от адаптации. Это так называемая политика «прыжка в воду»: выплывет - не выплывет.

Итак, адаптация - это приспособление потребностей и ценностей сотрудника к требованиям, которые выдвигает организация. Результатом правильной адаптации становится быстрое усвоение новым работником установленных стандартов выполнения работ, сокращение текучести кадров, возникновение у нового члена коллектива чувства удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности. По сути, адаптация - это методика, основная задача которой заключается в эффективном привлечении нового сотрудника к тем процессам, которые происходят в компании, а также своевременная подготовка лояльного сотрудника с акцентом на необходимые для успешной работы знания и навыки.

Условно процесс адаптации можно разделить на три этапа. Первый этап - знакомство с организацией. Он длится 1-2 дня. В литературе его еще называют физиологической адаптацией, когда человек привыкает к новым условиям труда. Второй этап адаптации работника на новом рабочем месте - это знакомство с подразделением (частью этого этапа является так называемая социально-психологическая адаптация - привыкание к новому коллективу, налаживание отношений с коллегами). Начинается этот этап с назначения наставника. И, наконец, третий этап - введение в должность (так называемая профессиональная адаптация).

Следует отметить, что второй и третий этапы идут параллельно. И на обоих этих этапах ведущая роль принадлежит наставнику. Теперь подробнее поговорим об этих этапах.

Знакомство с подразделением. Продолжительность этого этапа 1-2 недели. В течение этого времени новичок, кроме того, что с помощью наставника знакомится с коллегами и усваивает неписаные правила поведения в коллективе и в компании в целом, должен также изучить структуру компании, понять взаимодействие с другими подразделениями и специфику работы своего отдела. И, самое главное, новый работник должен понять значение своей работы для компании в целом.

Кто же такой этот наставник, который будет помогать новоприбывшему работнику справиться со всеми этими задачами? Наставник - это лицо, ответственное за обучение и адаптацию нового сотрудника. Наставником назначается опытный сотрудник с хорошими показателями работы и организационными и управленческими задатками. Количество стажеров (новых сотрудников), которых может иметь наставник, определяется компанией и фиксируется во внутренних документах.

Продолжительным является последний, третий этап процесса адаптации - введение в должность. Хотя и начинается он параллельно со вторым этапом, продолжается он практически до конца испытательного срока. В течение этого времени новичку надо усвоить все тонкости своей работы: особенности того или иного клиента, систему документооборота компании и т.д.

На этом этапе, кроме обозначенных выше, наставник выполняет следующие задачи: объясняет технологию работы; знакомит с системой документооборота в компании; объясняет принципы работы программного обеспечения (если компания использует какое-то особое программное обеспечение, разработанное для внутреннего пользования); консультирует работника по текущим вопросам; четко определяет источники информации.

Приглашая на работу нового сотрудника, нужно помнить о важности для него и для компании процесса адаптации. Именно от этого процесса зависят дальнейшие отношения работника и организации. Адаптация позволяет работнику получить представление о том, чем он будет заниматься на новом рабочем месте. В течение этого времени Ваш новичок активно общается с друзьями и коллегами по прежней работе. Это общение может серьезно повлиять на имидж компании как работодателя. Каким будет этот имидж, решать Вам. Вот почему так важно подробно продумать программу адаптации.

Если начальство компании ставит за цель максимально быстро произвести процесс адаптации нового работника, следует не забывать о том, что организация - это общественная система, а каждый сотрудник - это личность. Следует помнить, что каждый новый человек в коллективе приходит со своим приобретенным ранее опытом и взглядами, которые или вписываются, или не вписываются в рамки нового коллектива. Если руководство не прилагает активных усилий для организации адаптации новых работников, последние могут разочароваться и посчитать, что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенным на предыдущей работе, или прийти к другим неправильным выводам о своей работе.

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: