Рынок труда

Эксперты КА Юнити назвали 5 трендов на кадровом рынке фармацевтики

naim.ru logo

Одной из главных тем прошедшего в середине мая Российского фармацевтического форума[1] стал поиск новых моделей развития и нестандартных бизнес-решений. По словам экспертов КА Юнити, многие тренды, озвученные на дискуссионной площадке, уже нашли отражение на отраслевом кадровом рынке. Наиболее ярким стало появление новых профессиональных специализаций, таких как «менеджер по развитию бизнеса», «менеджер по анализу данных», «менеджер по цифровому маркетингу». Прогнозируется также рост востребованности специалистов, обладающих глубокой экспертизой. В некоторых областях, например связанных с синтезом субстанций, разработкой продуктов, работодатели готовы платить таким профессионалам на 30% больше.

Фармацевтика продолжает оставаться инвестиционно привлекательной отраслью: согласно данным DSM Group, за последние пять лет рынок увеличивался в среднем на 10% ежегодно. По прогнозам, озвученным спикерами QuintilesIMS, в период 2016–2021 гг. темпы роста продаж лекарственных препаратов в нашей стране составят около 8%, что превышает глобальные мировые показатели (7%). «Большинство экспертов, уверены, что развитие отрасли зависит от того, насколько открыты будут отечественные и выходящие на российский рынок иностранные компании к новым технологиям в бизнесе и нестандартным решениям, – делится своими впечатлениями о форуме Анна Четаева, руководитель департамента развития бизнеса КА Юнити. На фоне оптимизационной работы большинство игроков готовы инвестировать в развитие, и его главным драйвером должна стать глубокая профессиональная экспертиза специалистов».

Проанализировав ключевые темы дискуссий форума, эксперты КА Юнити выделили список профессиональных специализаций, которые, по их прогнозам, должны стать крайне востребованными в ближайшие пять лет.

  1. Менеджеры по развитию бизнеса / по работе со стратегическими партнёрами

Эксперты сходятся во мнении, что процесс слияния и поглощения, а также покупки портфелей продолжится. Согласно прогнозам Сергея Орехова, партнера компании Novus Capital, совокупная стоимость сделок M&A в 2017 году составит около 1 млрд долларов (15 сделок). «Для многих иностранных компаний покупка портфелей препаратов является стратегической при выходе на российского потребителя и в преддверии регистрации собственных препаратов. В связи с этим вырастет потребность в профессионалах, хорошо знающих рынок, умеющих формировать и планировать наполнение портфеля, заключать сделки и партнёрские соглашения. Специалисты должны иметь, помимо фармацевтического или медицинского образования, также образование в области финансов, маркетинга и диплом МВА. В зависимости от стажа и управленческого опыта они претендуют на зарплату в размере 200 000–400 000 рублей», – поясняет Виктория Простова, руководитель практики Pharma & Medical Devices кадрового агентства Юнити.

  1. Менеджеры по анализу данных (Business Intelligence Manager)

Одним из часто озвучиваемых на форуме прогнозов был рост значимости для бизнеса аналитики и её прикладных свойств. Рекрутеры отмечают, что этот тренд уже нашёл подтверждение: в 2016 году стали востребованы менеджеры по анализу данных. Их ключевая роль – поиск зон роста, возможностей для бизнеса через анализ разных параметров текущего состояния рынка. При этом работодатели ищут специалистов с богатым опытом анализа данных, предпочтительно в сфере фармы или FMCG, обладающих хорошими техническими знаниями, а также опытом использования специализированных программ и систем. Уровень их заработной платы – от 150 000 рублей.

  1. Менеджеры по цифровому маркетингу (Digital Manager)

«В комплексе мультиканального продвижения на первое место выходят цифровые технологии. Диджитализация стала мантрой для маркетинга, которую всё чаще  начали повторять и в фарме. Если год назад знания и навыки в digital были одним из пунктов списка требований, то сегодня работодатели ищут узких digital-менеджеров с опытом работы с отраслевой профессиональной аудиторией и продвижения фармацевтических или FMCG-продуктов через интернет», – поясняет Виктория Простова. По её словам, этот тренд будет усиливаться, роль экспертности контента будет повышаться, а также укрепляться связка «маркетинг – digital-продажи». Уровень заработной платы специалистов с отраслевым опытом и знанием SMO, SMM, SEO – от 150 000 до 250 000 рублей.

  1. Менеджеры по экспорту

Много было сказано на форуме и о том, что экспорт российской фармацевтической продукции должен стать одним из драйверов отечественной экономики. Уже сейчас отмечается успешная конкуренция российских компаний с локальными и международными игроками. Одними из ключевых специалистов, задействованных в реализации стратегии активного продвижения продуктов на зарубежных рынках, являются менеджеры по экспорту.

  1. Инженеры, технологи (синтез субстанций и разработка лекарственных средств)

По оценкам, озвученным Станиславом Ливанским, руководителем отдела экономики и анализа фармацевтической и медицинской промышленности ФБУ «ГИЛС и НП»[2], доля продукции, произведённой на локализованных площадках иностранных производителей, за последние три года выросла с 17 до 23%. Продолжением данного тренда становятся планы международных компаний по локализацию отделов разработки собственных препаратов и синтеза субстанций (R&D). По словам экспертов КА Юнити, если к потребностям российских компаний прибавятся запросы иностранных игроков, то дефицит специалистов ещё больше обострится. Уже сейчас поиск опытного кандидата в среднем занимает около года, а уровень заработных плат растет на 20–25% ежегодно. В будущем тактика переманивания может спровоцировать рост ожиданий кандидатов. По словам рекрутеров, одним из шагов, которые предпримут работодатели, может стать возвращение профессионалов, иммигрировавших в конце 1990-х. Так, например, поступила компания Generium, создав свой собственный научный центр во Владимирской области (Международный биотехнологический центр).

По словам экспертов, появление новых вакансий – это признак активного развития рынка в целом. «Российский фармацевтический форум помог участникам отраслевого профессионального сообщества в ходе диалога, в том числе с представителями госструктур, составить сложившуюся на рынке картину и сформулировать ключевые тренды. Многие изменения, такие как, например, локализация отделов по разработке, подразумевают долгий процесс, поэтому их влияние на отрасль мы сможем оценить лишь через год-два. Другие – уже требуют конкретных решений, а также людей, которые могут воплощать их здесь и сейчас. Готовность компаний вкладываться в развитие, безусловно, станет хорошим драйвером для роста отраслевого кадрового рынка», – резюмирует Анна Четаева.

 

[1]Российский фармацевтический форум института Адама Смита – крупнейшее международное мероприятие для руководителей международных и российских производителей, дистрибуторов и розничных сетей. Проходит в России более 20 лет.

[2] ФБУ «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик»

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: