Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Эмоциональный интеллект руководителя и коллектива

«Как можно сегодня поддержать свои коллективы, чем вдохновить, если премии мы выплатить не можем, а будущее неясно? Где самому взять силы, вдохновение, настрой?» — все чаще задают эти вопросы руководители. И при этом, у каждого из нас есть друг или сотрудник, находящийся в таком же положении, что и все остальные: и зарплата снизилась в разы, и кредиторы звонят, и жена беспокоится об оплате школы дочери. И работает он, пожалуй, больше, чем мы. Но настроение у него — замечательное. Такое впечатление, будто сама работа дает ему силы. Выглядит он в отличие от многих бодрым и свежим. Легок на подъем, всегда готов помочь, использует каждую возможность для продвижения к тому, что для него важно. Клиенты и сотрудники тянутся к нему за глотком энтузиазма.
 
В чем же секрет? И можно ли этому научить своих сотрудников? Если да, то время ли сейчас этим заниматься, не будет ли их это отвлекать от работы? А секрет не только в так называемом, оптимизме. Если смотреть глубже, секрет — в эффективном мышлении. Много книг и статей написано о том, как эффективно коммуницировать с другими, как их убеждать, влиять. Но почему-то далеко не все люди эти знания эффективно применяют по отношению к себе. Коммуникации, которые мы ведем внутри себя, — мощнейшее топливо для наших эмоций, нашего состояния. В свою очередь именно наши эмоции, наше состояние влияют на наши действия и результаты.
 
Например, Вы расстроились из-за того, что отпуск придется отменить. Ведь надо как-то объяснять это жене, ребенку. Через две минуты Вы сорвались на Вашем сотруднике. Через 10 минут у Вас появились два недовольных клиента в результате неудачных разговоров по телефону с этим сотрудником. Через 15 минут в курилке остальные Ваши работники узнали подробности о несправедливом начальнике, а через еще 5 минут один из них — на всякий случай! — отправит свое резюме рекрутерам.
 
Вывод: неумение управлять собой, низкий эмоциональный интеллект руководителя стоит компании очень дорого! Особенно ярко это проявляется в кризисных, стрессовых ситуациях. Умение осознавать, понимать, доносить, использовать эмоции и управлять ими, а также на основе этих умений эффективно взаимодействовать с другими людьми — эти способности и называются эмоциональным интеллектом.
 
Насколько Вы результативны, насколько эффективно используете сегодня свой потенциал, как реагируете на неожиданные изменения, умеете ли довести дело до конца, умеете ли сдерживать свой гнев, раздражение, умеете ли быстро восстанавливаться, счастливы и позитивны ли вы — все это зависит от уровня Вашего эмоционального интеллекта (ЭИ).
 
Можно ли эмоциональный интеллект развивать — конечно, да! Можно ли его развивать на уровне всей компании — конечно! Нужно ли этим заниматься сейчас — именно сейчас самое подходящее время!
 
Развитие эмоционального интеллекта личности
 
Шаг первый. Такие гуру ЭИ, как Дэниел Гоулман и Ричард Бояцис, рекомендуют начать развитие ЭИ человека с того, чтобы определить свое «Идеальное Я»: «Какими качествами вы хотели бы обладать, если бы все было возможно…» И еще один вопрос, позволяющий поднять личную мотивацию на наивысший уровень: «Ради каких важных для меня целей, достижений я готов менять свои привычки, стереотипы, обучатся новым навыкам?» Если ответ на этот вопрос найден — смело можно двигаться дальше и определить: «Каким Вам нужно быть, какими качествами обладать, чтобы достичь этого?». Если с целями Вы пока не разобрались — вероятность того, что Вы успешно пройдете все стадии обучения, невелика.
 
Шаг второй. Трезво оценить мое Реальное Я: Как я проявляюсь сегодня? Каким я себя ощущаю? Каким меня воспринимают другие люди? В чем состоят мои сильные и слабые стороны по отношению к моему Идеальному Я.
 
Сложность данного шага — в адекватности оценки. Лучший способ — получить обратную связь от людей, которые знают Вас в работе, но от Вас не зависят. Также свежим взглядом на Вас могут посмотреть люди, вместе с которыми Вы проходите открытые тренинги: они видят Вас при выполнении заданий, в коммуникациях, и им легко быть с Вами честными. На основании всей этой информации, а также своей самооценки Вы легко сможете определить, какие конкретно компетенции имеет смысл развивать в ближайшее время.
Шаг третий. Традиционно дальше составляется программа развития, выбирается способ (тренинг, самостоятельное обучение по учебникам ЭИ, выполнение заданий наставников и т. д.). И прежде чем начать интенсивное развитие, заручитесь поддержкой человека, который для Вас может выступить хорошим коучем или наставником. Это должен быть человек, обладающий навыками коучинга или наставничества, для которого достижение Ваших целей будет так же важно, как для Вас, и который готов регулярно выделять для Вас время.
 
Шаг четвертый. Развивая в себе необходимые компетенции, после тренингов Вы будете экспериментировать с новым поведением. И здесь важно помнить, что хороша ложка к обеду, а также что русскому хорошо, то немцу — смерть и т. д. То есть не все наработки, стратегии поведения, хорошо зарекомендовавшие себя на работе, нужно нести домой к своим близким и любимым людям! Хотя большая часть компетенций ЭИ сослужит Вам хорошую службу в различных контекстах жизни.
 
Вот на этом этапе регулярная работа с коучем позволит сделать Ваше развитие более осознанным, поможет быть более дисциплинированным и последовательным в обучении, а также перейти на следующий уровень — доведение эффективных способов проявления, навыков до автоматизма.
 
Следующий шаг — анализ прогресса в развитии Ваших компетенций ЭИ и, возможно, постановка новых целей.
 
Развитие эмоционального интеллекта в организации
 
Если Вы сами пройдете этот путь хотя бы однажды, Вам легко будет провести по этому пути свою компанию: Вы будете знать, на каких этапах Ваша команда будет мотивирована внедрять изменения, когда мотивация пойдет на спад, и что с этим делать. Если времени ждать нет — найдите достойного проводника — консультанта или обучающую организацию, которые знают все подводные камни, радости и сложности процесса развития эмоционального интеллекта на уровне всей организации.
 
Весь процесс обучения компании навыкам ЭИ будет схожим. При этом на каждом этапе есть свои особенности, которые важно учесть.
 
Первая особенность: при создании программы во внимание принимаются не только компетенции, которые необходимо развивать ключевым людям исходя из идеального и реального видения организации, а и прежде всего цели данной компании на год. Поэтому, развивая своих сотрудников, Вы сразу же будете получать обратную связь об эффективности обучения по достигнутым промежуточным результатам. По наблюдениям, для успешного развития ЭИ в организации наиболее результативным считается метод тренинга (Д. Гоулман, Р. Барон). Именно в тренинге непосредственно происходят изменения: участники осознают свои взгляды на мир в социальных и эмоциональных аспектах, если необходимо, их меняют и учатся использовать новые подходы прямо в тренинге. А для эффективного встраивания навыков в повседневную деятельность обычно используется индивидуальный и групповой коучинг.
 
Поэтому чаще всего программа развития ЭИ длится несколько месяцев и включает сессии коучинга, серию мастерских или тренингов, на которых топ-менеджмент и ключевые сотрудники компании развивают необходимые для организации навыки.
 
Вторая особенность, на которую необходимо обратить внимание, — участие топ-менеджмента в программе. Организация будет эффективно встраивать изменения только тогда, когда топ-менеджмент организации осознает, ради чего, ради достижения каких целей оно необходимо. А также высшее руководство понимает и готово прежде всего начинать интенсивное развитие с себя. Если этого нет, но топ-менеджмент «не против» развивать эмоциональный интеллект сотрудников, то изменения будут только на уровне сотрудников, а не компании в целом.
 
Третья особенность: на каждом из шагов — важно выбрать эффективные способы, учитывающие степень готовности сотрудников к изменениям.
 
На первом этапе, для того чтобы сформулировать Идеальное Я и Реальное Я компании, рекомендуется привлечь к данному процессу наибольшее количество людей. Это позволит во время внедрения решений, инноваций снять возражение «А зачем нам это надо?» Для того чтобы с самого начала создать сильную мотивацию и вовлеченность в процесс развития компании, важно, чтобы эти обсуждения прошли конструктивно за оптимальное время. Для этого лучше, чтобы указанным процессом управлял опытный модератор.
 
Четвертая особенность состоит в том, что эмоциональному интеллекту нельзя научить человека без его желания, готовности, намерения. Поэтому важно, чтобы на этапе подготовки были продуманы все способы, позволяющие мотивировать сотрудников, прояснить необходимость перемен, а также варианты действий в случае нежелания, например, ключевого сотрудника участвовать в этом процессе.
 
Пятая особенность — использование в программе развития всех имеющихся в Вашей компании ресурсов. Если в Вашей компании есть внутренние тренеры, а Ваши линейные менеджеры сегодня обладают навыками проведения коуч-сессий, то, конечно, Вы сможете использовать такой ценный ресурс. При этом обучающая компания, которую Вы выбрали в качестве проводника, во время и один раз в 2–3 месяца после проведения программы обучения может дополнительно собирать информацию о Вашем продвижении к поставленным целям, что позволит вовремя скорректировать необходимые действия.
 
И последняя особенность, на которой следует остановиться, — финальная стадия. Она включает как оценку эффективности обучения, так и построение процесса, сфокусированного на постоянном совершенствовании.
 
Для проведения оценки существует множество инструментов, при этом многие из них потребуют настойчивости и времени не только тренинговой компании-проводника, а и непосредственно организации-участника. Если в начале программы все согласны на проведение оценки (а в этом проекте она проводится не только в конце, а и регулярно во время проведения программы), то к концу проекта многие изменения кажутся очевидными, поэтому важность означенного мероприятия становится почему-то меньше. Поэтому нужно помнить: помимо ощущения удовлетворения всех, кто участвовал в программе развития ЭИ в организации, результатами своей работы, оценка нужна и для удовлетворенности собственников, топ-менеджмента компании результатами инвестиций в персонал.
 
Что будет результатом?
 
Что Вы можете ожидать в качестве результата проведения программы развития эмоционального интеллекта в Вашей организации? Если действительно все шаги были пройдены правильно — от подготовки до создания самообучающейся организации, то в зависимости от поставленных вами целей Вы получите:
 
1. Достижение бизнес-целей, которые были поставлены на время программы.
2. Создание новой корпоративной культуры на основе лидерства, доверия, открытости, сотрудничества и т. д.
3. Сильную команды ключевых сотрудников, в которой члены команды — люди с высокой степенью самомотивации, нацеленные на результат и сотрудничество, эффективные в стрессовых ситуациях, проявляющие инициативу и способные оказывать влияние.
4. Влияние участников проекта на остальных сотрудников и повышение уровня развития эмоционального интеллекта в компании в целом (определенных вами компетенций ЭИ).
5. Усиление способность компании в достижении экстраординарных целей.
 
По некоторым исследованиям, в течение 1–2 лет после окончания МВА у участников программы наблюдалось улучшение компетенций эмоционального интеллекта на 2%, после тренинга мастерства управления — на 10% в течение 3–18 месяцев, после программы развития лидерства и ЭИ было зафиксировано улучшение компетенций эмоционального интеллекта на 70% в течение 1–2 лет после программы, и еще на 50% в течение последующих 5–7 лет.
 
То есть плоды прохождения программы Вашими ключевыми людьми Вы будете пожинать в полной мере и через несколько лет после ее завершения.
 
Когда начать интенсивное обучение
 

Наш ответ — тогда, когда Вам нужны результаты! Ведь программа развития ЭИ ориентирована сразу на две составляющие — навыки и результативность. Нынешнее время может стать наилучшим тренингом в стрессоустойчивости, гибкости. Но при одном условии: человек входит в это игровое поле осознанным, он точно знает, что собирается развивать, зачем ему это нужно. Дополнительные нагрузки могут как разрушить, так и сделать сильнее. Все зависит от целей и умений самого человека. Надеемся, что в настоящее время Ваша компания найдет возможность использовать все лучшее, что открыло человечество, для того, чтобы закаляться, стать сильнее и результативнее.