Эксперты: «ИТ-специалистов в России нет и не предвидится»

naim.ru logo
Можно ли найти в Рунете или же во всей Российской Федерации высококвалифицированных ИТ-специалистов. Столь сложный вопрос поставили перед собой сотрудники знаменитой корпорации «Microsoft», организовавшие по этому поводу веб-семинар в собственном техноцентре. Онлайн-собрание под названием «Кадры в Интернете» объединило представителей кадровых и рекрутинговых агентств, учебных центров, а также нескольких предприятий-работодателей.
 
Недавнее изучение экспертами портала «Webprofessionals.ru» отечественного кадрового рынка в области веб-разработки показало, что абсолютное большинство компаний не удовлетворены качеством подготовки российских веб-специалистов. Столь неутешительные выводы дают повод задуматься - кто сегодня является специалистом в данной отрасли? Какой набор профессиональных и личностных качеств должен иметь соискатель, чтобы прийтись ко двору в веб-студиях? Где стоит получать образование, чтобы стать настоящим экспертом в области веб-разработки?
 
Участники вышеуказанного семинара выразили озабоченность тем, что дефицит качественных кадров имеет тенденцию к повышению. За последние двенадцать месяцев количество открытых позиций в российских компаниях превысило число резюме в два раза. Это может говорить лишь об одном: доля «пустых» интервью, то есть таких, когда соискатель приходит, дабы просто «поболтать», растет. И вместе с тем, требования айтишников никак нельзя назвать скромными. По мнению экспертов, деньги в настоящее время уже не являются главным фактором при выборе работодателя – молодые специалисты стремятся к работе в комфортных условиях: офисы ИТ-компаний должны быть светлыми и просторными, с местами для отдыха. Интересно также, что вчерашние студенты хотят трудиться по свободному графику и ничего не имеют против «серых» заработных плат.
 
Однако вернемся к собеседованию. Почти семьдесят процентов кандидатов полагают, что пройти его практически невозможно, а шестьдесят – не могут понять, по каким критериям отфильтровываются нужные претенденты. Между тем, Алексей Персианов, руководитель компании «ADV» считает, что параметры отбора очевидны и просты для понимания: отечественные работодатели уже не верят в существование профессионалов и поэтому готовы трудоустраивать самых адекватных соискателей. Кроме этого, господин Персианов отметил, что наибольшую потребность компании сегодня испытывают в специалистах по управлению проектами. В целом же боссы предпочитают трудоустраивать людей, которые имеют за плечами опыт работы в ИТ-сфере от одного года до трех. Это своего рода полуфабрикаты, дающие надежду на то, что в новой компании они правильно обучатся и со временем станут настоящими профессионалами.
 
По данным исследования «Webprofessionals.ru», семьдесят процентов веб-студий принимают на работу выпускников ВУЗов, а на семинаре «Microsoft» была озвучена мысль о том, что студентов, которые начинают свой трудовой путь еще на последних курсах учебы, нанимать нельзя. Причина этого, по словам экспертов, - недостаток базовых знаний. Правда, данный тезис сразу же вызвал дополнительные вопросы: каково качество современного образования? Каким образом студенты должны получать более глубокую и узкую специализацию, чем та, которая приобретена в стенах высших учебных заведений. Идеальным вариантом для этого, конечно же, являются курсы, но чтобы стать востребованным на кадровом рынке, российским парням и девушкам нужно изучить часть из одного курса, часть из другого. Посещать все подряд накладно, как по деньгам, так и по времени. В любом случае, работодатели сейчас весьма охотно нанимают стажеров, которые выполняют свои обязанности за невысокую заработную плату. Естественно, за такие деньги хотят работать далеко не все студенты, а особенно москвичи и питерцы.
 
Еще одна серьезная проблема – сотрудничество учебных центров и ВУЗов с компаниями-работодателями. Центры, например, нередко дают слушателям своих курсов сертификаты, в которых предприятия совершенно не заинтересованы. ВУЗы же не имеют в своей структуре органов, ответственных за будущее трудоустройство студентов. Центры карьеры, конечно же, существуют, однако работа их носит формальный характер. А ведь демографический спад, в который все больше погружается Российская Федерация, порождает проблему недобора, что в последствии может стать причиной прекращения деятельности некоторых учебных заведений страны.
 
Участники веб-семинара, впрочем, отметили, что настоящих талантов представители отечественных компаний, как правило, выбирают еще на первом курсе обучения, и впоследствии эти молодые люди не сталкиваются с проблемой поиска рабочего места. Однако между ВУЗами, центрами и работодателями должен быть более плотный контакт. Стоит не только читать лекции по методам, архитектурам и стандартам, но и подкреплять фундаментальные знания мастер-классами и реальными проектами.
 
В итоге, общее мнение членов недавнего семинара российского филиала корпорации «Microsoft» имеет следующий смысл: высококвалифицированные кадры на рынке труда заканчиваются, поэтому и дорожают, а веских аргументов для их появления нет.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: