Стимулируем персонал к обучению и развитию
Часто руководители не понимают, почему сильные профессионалы, составляющие команду, не хотят учиться. Вроде бы все делаешь: организуешь интересные тренинги, оплачиваешь посещение занятий для повышения квалификации, – однако результат нулевой. Хорошо если в штате есть опытный директор по персоналу, который объяснит причину этого. А если нет? Нежелание персонала учиться объясняется двумя основными факторами: страхами и сопротивлением.
Сотрудник не доверяет тренингам и тренерам
Наверняка в Вашей компании найдутся сотрудники, которые постоянно чем-то недовольны. Они полагают, что им недоплачивают и при этом требуют слишком много, устанавливая невыполнимые планы. Если Вы решите провести тренинг, такие работники воспримут тренера как вражеского агента, засланного промыть мозги по заданию проклятых капиталистов. Случай сложный, но справиться с ним можно.
Во-первых, приглашайте к сотрудничеству только опытных, зарекомендовавших себя тренеров. Как вариант – проведите предварительную встречу, в ходе которой тренер сможет лично познакомиться с Вашими сотрудниками и, выяснив их ожидания, надежды, опасения, соответственно скорректировать программу занятия. В противном случае тренинг окажется пустым времяпровождением, а затраченные средства – выброшенными на ветер.
Во-вторых, важно проводить обучение в интересах не только компании, но и самих сотрудников. Разъясните людям пользу от планируемого тренинга, прислушайтесь к их мнению относительно темы занятия, способа подачи материала, а возможно – и места проведения. Когда тема подбирается с учетом пожеланий работников, недовольство частично сглаживается. Однако обратите внимание вот на какой нюанс. Многие сотрудники интересуются лишь тем, что связано с их непосредственными должностными обязанностями, и все, что не входит в их компетенцию, игнорируют (нередко из-за того, что просто не имеют времени изучить это). В результате коммерческие предложения составляются неверно, а аргументов в споре с контрагентом недостает. Иными словами, работники сами же страдают от нехватки знаний. Поэтому, даже если Вы ведете тренинг по выбранной сотрудниками теме, рекомендую незаметно перейти к вопросам, которые Вы предложили бы сами.
Сотрудник болен синдромом «я и так все знаю»
В любой компании есть люди, которые полагают, что они в своей области знают все. Часто их убежденность основана на косвенных показателях – таких как объем продаж (хотя на деле высокий объем продаж может иметь совсем иную причину – например, большое число клиентов в конкретном районе).
Чтобы увидеть, почему Ваши сотрудники не заинтересованы в развитии, и помочь им преодолеть страх или непонимание – обязательно разговаривайте с ними. Разговаривайте ежедневно и обо всем. Многие могут возразить, что у руководителя другие заботы и если он станет уделять много времени подчиненным, ни на что другое у него не хватит ни времени, ни сил. Но разговаривать каждый день со всеми сотрудниками по очереди и не надо. Просто уделяйте больше времени общению с ними – обсуждайте имеющиеся проблемы и способы их решения. И больше слушайте.
Обсуждение: