Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

В рейтинг лучших инновационных компаний попала всего одна российская

Суммарные затраты 1000 ведущих мировых производителей на НИОКР в прошлом году увеличились почти на 10 процентов и в абсолютном показателе составили 550 миллиардов долларов. Такую информацию обнародовали на днях аналитики «Booz». Известно также, что общая прибыль этих компаний в течение 2010-го года увеличилась на 15 процентов. 

В «Booz» сообщают, что расходы на НИОКР даже в разгар мирового финансового кризиса урезали далеко не все предприятия. Поэтому и уменьшение финансирования научно-исследовательских работ на 3,5 процента не было ощутимым. В 2009-м году только 41 процент организаций из 1000 опрошенных увеличили бюджеты своих исследовательских центров, а в 2010-м таких предприятий было 68 процентов.
 
Увеличены расходы на НИОКР практически во всех сферах, изучаемых экспертами из «Booz». Исключение составили лишь категории «производство товаров потребления» и «другое». Впрочем, стоит отметить, что 77 процентов от общего прироста расходов приходятся на три отрасли – здравоохранение, информационные технологии и автомобилестроение. Первую строчку по затратам на НИОКР сегодня занимает сектор ИТ (28 процентов), однако темпы увеличения суммы затрат здесь не самые высокие – 6 процентов, при том, что общая выручка предприятий данной отрасли за аналогичный период увеличилась на 14 процентов.
 
В сфере здравоохранения приросты прибыли и расходов на внедрение инноваций составляют по 9 процентов. Именно поэтому четыре компании данного сектора («Pfizer», «Merck», «Roche Holding» и «Novartis») входят в пятерку предприятий, имеющих самые богатые бюджеты на научные исследования.
 
В прошлом году рост расходов на НИОКР затронул все регионы планеты. В кризисном 2009-м наблюдалась более сложная ситуация: Япония, Европа и Северная Америка уменьшали финансирование инновационных разработок. Высокими темпами наращивания отличаются китайские и индийские компании: в общей тысячи первых - 40, вторых – 10. Российская же всего лишь одна – «Газпром». Его затраты на НИОКР в течение 2010-го года уменьшились до 0,79 миллиардов с 0,9 миллиардов.
 
Информацию относительно общих затрат российских предприятий на НИОКР в «Booz» дать затруднились. Зато эксперты назвали глобальную сумму расходов мировых производителей – 1150 миллиардов долларов. Приблизительно половина этих денег приходится на первую тысячу самых крупных предприятий.
 
Ежегодно аналитики «Booz» определяют не только тех, чьи расходы на НИКОР самые большие, но и выясняют, какие компании благодаря своим исследовательским центрам достигают успеха. В данном отношении составляется специальный рейтинг, на вершине которого в 2010-м году традиционно оказались «Google», «3М» и «Apple». Первый раз в топ-10 попало детище Марка Цукерберга «Facebook», правда, экспертам «Booz» та и не удалось ничего узнать о расходах компании на исследования. Только три производителя одновременно попали в рейтинги наиболее результативных и наиболее щедрых: «Samsung», «Toyota» и «Microsoft». Это лишний раз дает понять, что эффективное внедрение инноваций напрямую не зависит от сумм, затрачиваемых на НИКОР, ведь большую роль здесь играет рациональность распределения финансовых средств.
 
В процессе исследования выяснилось, что более трети опрошенных представителей компаний неудовлетворенны плохой увязкой общей бизнес-стратегии работодателя и стратегии в сфере инновационных разработок. 47 процентов респондентов признались, что зачастую на пути внедрения инноваций становятся устоявшиеся нормы корпоративной культуры.
 
Эксперты из НИУ «Высшая школа экономики» подсчитали: доля расходов российских предприятий на НИОКР в 2010-м году увеличилась на 0,08 процента и на начало текущего года составляла 1,32 процента от общих внутренних затрат. Сумма, которую потратили крупные российские компании на инновации в 2010-м году, по данным НИУ «ВШЭ», составляет около 520 миллиардов рублей. Если не принимать во внимание инфляцию, то в 2010-м году затраты снизились по сравнению с 2009-м годом на 3 процента, а в 2009-м увеличились на 11 процентов относительно показателей 2008-го.
 
Юрий Добрынин, консультант московского отделения компании «Booz» называет ситуацию с инновациями в России заколдованным кругом. По его словам, передовые в техническом отношении отрасли экономики не развиваются должным образом, поскольку инвесторам выгоднее вкладывать деньги в сырьевой сектор. Однако экономика не сможет изменить свою структуру до тех пор, пока инновационные отрасли не начнут идти вперед.