Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Вся правда о трудоустройстве за рубежом

Есть же счастливчики!

В 2006-м году, пользуясь услугами фирм–лицензиатов, на работу за границу выехало свыше сорока пяти тысяч человек. Необходимо признать: частенько агентства–посредники не способствуют трудоустройству российских граждан за рубежом, а в лучшем случае лишь помогают им легально выехать за границу и искать там работу самим. Нужно заметить, однако, что соискателям определенных профессий сейчас гарантировано вполне легальное трудоустройство. Это значит, что они вполне могут рассчитывать на социальную, правовую и медицинскую защиту как за границей, так и по возвращении домой.
 
Что же это за счастливчики? К ним, прежде всего, относятся работники рыболовной отрасли и морского транспорта. Доля подобных соискателей нынче составляет около 70% от общего числа трудящихся–мигрантов. Практически все они отправляются на работу в другие страны целиком легально, в полном соответствии с международными нормативами и конвенциями. Причина этого проста: за такими мигрантами стоит международный профсоюз, который призван следить за тем, чтобы их документы были оформлены надлежащим образом. Предостерегу, что при трудоустройстве таких профессионалов тоже могут встретиться жулики, но гораздо реже, чем при устройстве на работу других соискателей. Большинство фирм было создано еще в советские времена, так что соискатели используют уже проверенные каналы.
 
Еще одна категория легальных мигрантов — работники культуры (артисты, цирковые артисты, хостес, представители шоу–бизнеса). Их доля в общем количестве составляет около 10%. Аналогично сотрудникам морского транспорта, такие соискатели обращаются к помощи посредников, проверенных еще со времен СССР. Чаще всего, объявления проверенных, добропорядочных фирм, занимающихся трудоустройством работников культуры, не публикуются в прессе и СМИ, а передаются из уст в уста: от соискателей и так нет отбоя.
 
Из последних 20% (около девяти тысяч человек) лишь не более 10–15% выезжают за границу целиком цивилизованно: на основании рабочей визы и трудового договора. В том числе, сюда можно включить сезонные работы для студентов.
 
Кто виноват?
 
Наиболее уязвимые категории мигрантов из стран бывшего СНГ — те, что трудятся в строительстве и сфере обслуживания. К ним относятся также представители инженерно–технических специальностей, труд которых легально востребован сегодня лишь в странах Персидского залива. Эти люди представляют собой основной контингент клиентов посреднических фирм. Как правило, здесь речь идет не столько о легальном трудоустройстве, сколько о содействии легальному выезду. И на то есть несколько объективных причин.
 
Во–первых, в бывших странах СНГ до нынешнего времени не разработан механизм государственного сопровождения возвратной трудовой миграции. Государство фактически не интересуется подобными людьми, отдавая их на откуп частным посредникам. Кстати говоря, в мире имеются прецеденты позитивного влияния государства на вопросы международного трудового обмена (в частности, показателен здесь пример Филиппин).
 
Во–вторых, как это ни парадоксально, на данный момент легальное трудоустройство невыгодно в первую очередь самим неквалифицированным сотрудникам. Легальный найм иностранного персонала с выплатой всех сборов и налогов влетит работодателю в копеечку. Разумеется, он стремится компенсировать эти затраты за счет нанимаемых сотрудников: оплата труда делается настолько мизерной, что перестает привлекать даже соискателей из самой глухой глубинки.
 
Что делать?
 
Мы далеки от мнения, что фирмам–посредникам не стоит доверять. Напротив — гораздо лучше воспользоваться услугами надежного агентства с проверенными временем партнерами за границей, чем на собственный страх и риск отправляться в неизвестность. Соискателям, едущим на работу за рубеж, нужно четко представлять себе механизм трудоустройства, существующий в нынешних условиях.
 
Во–первых, солидный работодатель обязательно предоставит кандидатам так называемый «Job Offer» (официальное приглашение на работу, которое адресуется лично кандидату). Это, разумеется, не трудовой договор, но все-таки серьезный документ. Во–вторых, агентство обязано обеспечить своему клиенту получение необходимой визы для легального въезда в нужную страну. Она может быть разной: гостевая, визит–виза, студенческая и т. д., — все зависит от действующего законодательства конкретной страны. Главное условие: эта виза должна обеспечить человеку право на работу. И наконец, соискателю необходимо заключить с агентством-лицензиатом грамотный договор, который будет предусматривать ответственность фирмы в том случае, если работник не смог приступить к работе (предоставление иной вакансии, компенсация и т.п.)
 
Кстати, во многих странах СНГ ныне уже имеется Положение о лицензировании деятельности граждан, связанной с трудоустройством за пределами страны. В нем, помимо прочего, говорится, что трудоустройством за рубежом является услуга, предоставленная фирмой–лицензиатом (фирма непременно должна иметь государственную лицензию!) лишь при наличии соответствующего соглашения с работодателем, а также рабочей визы.