Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Древнее искусство игры на волынке

На шотландской волынке играют в Великобритании, Австралии, США и других англоязычных государствах. Принято считать, что история этого инструмента насчитывает порядка трёх веков, но на самом деле прототипам современной волынки две с половиной тысячи лет. Историки музыки утверждают, что первые прототипы современных волынок найден в Древнем Египте и в городе Ур, расположенном в древнем Междуречье. По мнению историков, простые свирели являются основой формирования волынок. Загадкой остаётся лишь то, кто и когда добавил к свирели мех.

Известно библейское слово «сумпония», которое во многих переводах означает «волынка». Хотя и невозможно определить, как именно выглядела «сумпония», но, скорее всего, это была весьма распространённая на Востоке разновидность волынок. Археологи также находили прототипы волынок на территории современного Ирана, Индии и Китая.

Что же касается Европы, то много веков на волынке играют в Германии, Ирландии, Шотландии, Германии, Италии, Польше, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и на Балканах. При том, в I веке н. э. римский император Нерон дал обещание, что если он сохранит власть, то он сыграет перед публикой на волынке, органе и флейте. Знаменитый римский поэт Виргилий упоминал волынку за 50 лет до рождения Нерона.

Известно, что на территорию современной Великобритании волынка была завезена кельтами в 500 году до н. э. Естественно и то, что кельтские инструменты не были идентичны современным волынкам, но в Шотландии и Англии очень быстро стали распространяться самые разнообразные виды волынок. Многие исследователи даже утверждают, что в Англии волынка распространилась на два века раньше, чем в Шотландии. Однако, первые музыкальные фестивали, в которых соревновались мастера игры на волынках, зафиксированы именно на шотландских землях в I веке н. э.

Известно, что волынщики служили и в римских войсках. Завезли ли римские войска свою волынку в Англию и Шотландию после того, как совершили их завоевание в 43 году н. э., или они наоборот переняли и усовершенствовали уже существовавшие там волынки – неизвестно.

Из всех видов волынок, которые, как принято полагать, появились именно в Шотландии, самым известным является «традиционная шотландская волынка». Существует также «маленькая волынка», широко распространённая в горных районах Шотландии и «нортумбийская волынка», в которой мех сживается и разжимается исключительно благодаря движениям рук исполнителя.

«Традиционная шотландская волынка» состоит из трубки нагнетания воздуха, пищиков, рабочей (мелодической) трубки, креплений, бурдонных трубок и меха для накопления воздуха. Если рассмотреть разные части волынки несколько детальнее, то стоит начать именно трубки нагнетания воздуха. В конце они имеет специальный клапан, а к меху её крепит специальный сток. Именно через эту трубку исполнитель должен вдувать воздух в мех. Потом его нужно сжимать рукой, нагнетая воздух в остальные трубки. Пищики волынки делаются из специального тростника арундо, который растёт в Италии, Испании и Франции. Рабочая (мелодичная) трубка оснащена семью специальными отверстиями, которые соответствуют нотам и зажимаются пальцами. В данную трубку воздух идёт из меха, который исполнитель удерживает подмышкой. Бурдонные трубки существуют трёх видов. Первая из них имитирует басовые звуки. Она настраивается на две октавы ниже, чем рабочая трубка. Существует также две бурдонные трубки имитирующие тенор. Они настроены абсолютно одинаково, на одну октаву ниже, чем рабочая трубка. Наконец, стоит рассказать и о мехе, который традиционно изготавливается из кожи, покрытой шерстяной материей. Примечательно, что материя должна быть непременно клетчатой.

Для изготовления деревянных деталей поначалу использовали шотландские светлые деревья. Очень часто использовался самшит. Чуть позже появилась традиция окрашивания этих деревянных деталей в чёрный цвет. Нужно признать, что данная традиция стала предпосылкой к кардинальным изменениям в структуре строения самой волынки. Вместо того чтобы окрашивать светлые породы древесины, мастера-волынщики стали использовать прочное чёрное дерево из Вест-Индии либо Африки, откуда привозили чернодревесную дальбергию.

О шотландской волынке написано множество научных и публицистических трудов, темы которых иногда очень серьёзно разнятся. К примеру, весьма любопытно, что в своей книге «Волынка – история музыкального инструмента» известный шотландский историк музыки Фрэнсис Коллинсон говорит, что 1746 году в одном из английских судов было вынесено чрезвычайно интересное решение, согласно которому волынка была признана орудием войны, а музыкант, который на ней играет, становится участником боевых действий. Нужно отметить, что далеко не всегда волынщики воевали, чаще они просто играли, но перед английским законом все равны. Кроме того, в бой шотландские полки всё-таки шли под музыку многих волынок. Волынщики тоже состояли на службе в армии. Достаточно скоро волынка стала единственным и совершенно уникальным музыкальным инструментом, который получил статус запрещённого орудия войны.