Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Значение и роли коуча

Обращение к коучу может быть вызвано разными причинами. В целом коучинг — это продолжение внутреннего диалога человека с самим собой, для упорядочивания, организации которого нанимают того, кто начинает выступать в качестве собеседника. Таким образом, к коучингу прибегают, чтобы некто, идеально подходящий для исполнения роли собеседника, вызывающий минимум отрицательных эмоций, «поработал бы» еще одним внутренним «Я», стал частью Вашей личности.

Коуч выступает как устроитель порядка, добрый, успокаивающий, дающий возможность расширить Ваш взгляд на проблему, расставляющий своеобразные знаки препинания в Вашем монологе, дающий разрешение на достижение и т. д. «Идеальный старший брат», «добрая фея, любящая и принимающая меня таким, каков я есть», «волшебный помощник», «внутренний голос, которому веришь», «настоящий друг», «игрушка, которой нет ни у кого», «особый щелчок или мотив, все меняющий» — это примерный перечень образов коуча является совсем нелишним в определенных обстоятельствах.
 
Фактически коуч — это продукт интеллектуальной цивилизации, поставляемый потребителю. Метафорически выражаясь, он — Дед Мороз для взрослых. Вместо конфет от него можно получить другие, не менее сладкие «подарки», например продвижение по службе, а кроме того, новый взгляд на вещи и на себя. консультант подходит к теме внутренних переговоров в качестве классического разгадчика загадок. Он проникает в смысл происходящего с заказчиком, анализируя то, о чем последний рассказывает. После проведения детального всестороннего изучения данных стоит сравнить полученную картину с первоначальными представлениями заказчика о жизни, чтобы вместе посмеяться над ними.
 
Помимо прочего, коуча можно, образно выражаясь, назвать «идеальной учительницей», о которой мы мечтали, будучи школьниками: «ее и уволить можно, и учит так, как мне хочется, и сама боится быть излишне серьезной, т. к. обязана развлекать меня больше, чем мои одноклассники — коллеги по работе». К этому можно добавить, что «предметом изучения» является сам заказчик, а это не может не доставлять ему радости. Коуча можно сравнить также с хрестоматийным вагонным попутчиком, поскольку с ним можно «поговорить обо всем, ведь скоро он выйдет».
 
РОЛИ КОУЧА
 
Можно условно выделить четыре роли коуча, отвечающие тем или иным запросам.
 
Родитель. Исполняющие эту роль коучи являются авторитетами для тех, кто прибегает к их услугам. Жизненный путь коуча-родителя можно сравнить с биографией Петра Первого: он побывал на Западе, работал в солидных российских фирмах, располагает небольшой «дружиной ряженых придворных-консультантов». Он знает, как действуют другие, как надо работать, умеет правильно формулировать необходимые правила, а главное, знает, как жить. Вероятно, он может дать только самые общие рекомендации, но, следуя им, невозможно проиграть. Причем данные правила не только являются жизненными установками, но и касаются лидерства, делегирования и прочих явлений, называемых иностранными словами, значение которых так понятно.
 
Такой консультант должен все просчитать, оценить и, образно выражаясь, поставить заслуженные отметки, дать дополнительные домашние задания, рассказать о том, как нужно их выполнить, и проверить. Коуч-родитель исполняет также второстепенные роли:
 
— директора школы, который оценивает и скупо хвалит;
— завуча, несущего ответственность за методическое обеспечение классов и расписание уроков, а также устанавливающего допустимое количество прогулов и определяющего, на каком уровне должен находиться профессионализм преподавателей;
— учителя, который дает знания по предмету, чертит схемы, проверяет запоминание изученного материала и понемногу пересказывает учебники, непрочитанные учениками из-за «недостатка времени».
 
Коуч-родитель исполняет все эти роли, умело их чередуя, чтобы не надоесть своему подопечному. Клиент доволен, если нанятый «родитель» заставляет его вести себя более ответственно, но не оказывает давления, четко оценивает. Коуч-родитель не должен стремиться стать другом своего клиента, интересоваться тем, как он проводит свое свободное время и т. п.
 
Взрослый человек. Коуч-взрослый соблюдает дистанцию, но ведет себя как умный друг. Он отвечает на вопросы, когда ему их задают. Он рядом, когда он нужен, и неожиданно преподносит приятные подарки. Но, с точки зрения заказчика, главным его качеством является умение совмещать вдумчивое, строгое отношение к «взрослым» занятиям и понимать сказанное с полуслова со способностью играть тогда, когда надоедает быть серьезным.
 
С коучем, исполняющим роль взрослого, можно общаться непринужденно, встречаться «без галстука». Совместно с ним можно «штурмовать» дело, «засучив рукава». С коучем-взрослым заказчику приятно переноситься в атмосферу молодости, бурно выражать свои эмоции, чего он, солидный человек, не может позволить себе, находясь в окружении своих подчиненных и коллег. Коуч-взрослый легко приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, делает замечания, характерные для исполнителей разных, дополняющих друг друга ролей, помогает сформировать референтную группу для заказчика. Именно в группе, состоящей из двух человек, у которых так много идей, что «хватило бы на десятерых», «рождаются» и развиваются оригинальные проекты.
 
«Взрослый» консультант то выступает как лидер, то поддерживает своего клиента. Он может, вернувшись на шаг назад, четко подвести итоги, понимающе помолчать и вовремя поймать взгляд. Он развивает мысли, переспрашивает, ставит новые задачи, рисует метафоры и целые картины, отвечает за видение в целом и отдельные детали, фиксирует происходящее (в этом направлении идет разнообразная деятельность: от осуществления записей до создания архива). Иногда ему приходится отказываться от позиции лидера и просить о помощи, а иногда вскричать «Эврика!», услышав особо удачную мысль партнера. Коуч, играющий роль взрослого, выступает в качестве интеллектуального тренажера и спарринг-партнера; помощника, носителя лучших человеческих качеств и т. п. Он выполняет свою работу серьезно, «по-взрослому», продолжительность его встреч с подопечным строго оговорена, его вовлеченность в дела клиента «дозирована».
 
Ребенок. Эта роль в последнее время является особенно модной и описывается чаще других. Этот «ребенок» умный, милый, задающий многочисленные вопросы. Такой коуч как бы говорит заказчику: «Сделай сам, а я помогу, сделаю так, чтобы тебе было интересно». Этот коуч ничего не объясняет и не контролирует, не дает никаких ориентиров, просто спрашивает. Главными его чертами являются скрытый ум, ненавязчивое обаяние и, главное, некое подобие интуиции (он знает, где воду искать и как спросить). Этот народный персонаж — Платон Каратаев, Лис, Карлсон — напоминает о простоте и стране детства, однако, почему-то всегда оказывается более взрослым, чем те, кто его окружает. Он вносит в процесс работы непосредственность, делится «сокровенными» знаниями, но скромно устраняется от собственной роли и находок. Прибегнув к метафоре, его роль можно описать так: он совершенно случайно оказался у поляны, где был зарыт не нужный лично ему клад — мудрость и правильное решение.
 
Волшебник. Четвертая роль коуча похожа на описанную выше роль ребенка. Эта роль выделена на основе позиции и соотношения с клиентским запросом. Коуч-волшебник - это персонаж не совсем от мира сего. Без возраста, без привычных возрастных характеристик или семейных обстоятельств. Коуч, исполняющий данную роль, может позволить себе провоцировать своего клиента, испытывать его, произносить глупые реплики, которые на поверку оказываются не столь случайными, как можно было подумать. Действия этого коуча, мягко говоря, не совсем предсказуемы.
 
Специфика его деятельности заключается именно в том, что он разрушает шаблоны, деавтоматизирует привычное, использует скорее второстепенные, чем основные фигуры. Его задача — незначимое сделать важным и существенным. Игры коуча-волшебника — с фоном и фигурой, периферией и центром, осознаваемым и невнятным — составляют важную часть его деятельности. Избегая шаблонов, он работает непредсказуемо и в тех случаях, когда заказчик хочет увидеть родительскую фигуру; и тогда, когда отношения строятся на равных и являются взаимодействием двух взрослых людей; и если от него ждут игры и энергетизации через детство. Этот консультант выступает от инстанции «иного», принципиально адресуясь к тому, что принято ассоциировать с бессознательным: к недосказанному, вторым смыслам, теням и шорохам, образующим свои скрытые и влияющие «изнутри» силы.
 
Коуч-волшебник, которого можно назвать «духом чуланов», «предводителем домовых», «заклинателем чистых и нечистых, но теневых сил», по-разному использует свою «оптику», связи и влияние. Однако вопрос «о мире ангелов и призраков», так же как и обсуждение проблем добра и зла, не входит в круг рассмотрения данной статьи.