К вопросу о компенсации за использование личного транспорта работников

naim.ru logo

 С тех пор, как автомобиль перестал быть роскошью и стал просто средством передвижения, многие представители трудового класса стали использовать железных коней не просто чтобы приезжать-уезжать с работы, но и для решения рабочих проблем в течение дня. Само собой, если требуется срочно доставить корреспонденцию по работе или быстро приехать на какое-нибудь мероприятие, это поручается сотрудникам с личным транспортом. Нередко случается и такое, что шеф в добровольно-принудительном порядке просит работника подвезти его. Это, конечно, дает дополнительный плюс сотруднику в глазах начальства, однако также влетает в копеечку: бензин и амортизация авто нынче не бесплатны. Между тем, Трудовой кодекс РФ предусматривает ситуации, в которых человек может использовать свой личный транспорт и получать за это компенсацию. Причем данная компенсация не ограничивается только выделением суммы за израсходованное топливо, по закону, работнику должны возмещать и затраты, связанные с износом транспортного средства (амортизацией) и износом технических средств и материалов, которые используются для обслуживания ТС.

В статье 188 ТК РФ регламентируются такие виды выплат, связанные с использованием личного транспорта сотрудников:
 
1. компенсация за износ личного транспорта, а также оборудования и технических материалов, относящихся к нему. То есть, если в поездке по службе лопнуло колесо и работнику пришлось доставать запаску, по закону, работодатель должен компенсировать ему стоимость этой запаски.
 
2. компенсация за все расходы, связанные с использованием личного транспорта. Сюда относятся не только расходы на топливо, но и расходы на все остальные виды обслуживания транспорта - например, его ремонт или техосмотр.
 
Один и тот же работник имеет право получать оба вида выплат за использование личного транспорта, поскольку фактически его автомобиль или мотоцикл находится в субаренде предприятия. Однако здесь есть нюанс: если сотрудник использует свой транспорт без распоряжения или согласия работодателя, обращаться за компенсацией транспортных расходов он не может. Размер транспортной компенсации не фиксирован законодательно и устанавливается в индивидуальном порядке письменно, с внесением соответствующего положения в трудовой договор. 
 
Основаниями для начисления компенсации за эксплуатацию личного транспорта работникам являются такие документы:
 
 - заверенная копия техпаспорта транспортного средства.
 
 - приказ руководителя компании или организации, в котором прописаны размеры всех выплат, связанных с использованием ТС.
 
Возмещение расходов за использование транспорта сотрудников также облагаются налогами, поэтому некоторые руководители предприятий обходят этот момент, договариваясь с работниками, имеющими машины, устно. Соглашаться или не соглашаться на такие условия - личное дело каждого, однако стоит помнить о том, что в случае, если возмещение транспортных расходов не указано в трудовом договоре, с работодателя снимается вся ответственность за непредвиденные расходы в служебных поездках.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение:

Savina

Использование личного транспорта сейчас очень популярная практика и у нас, часто даже в объявлениях про работу пишут, что требуется кандидат, обязательно имеющий собственный автомобиль, а расходы потом компенсирует работодатель, это бывает выгодно обоим сторонам.

наталья

На бумагах все это очень просто, а на самом деле. лопнет у вас колесо и поменяют его на какой -нибудь тех станции, чека не дадут, как потом доказывать и требовать возмещения своих затрат?

Сергей

Всерьез работать на личном транспорте не стоит. Машина изнашивается психологически незаметно, а физически очень даже. Никакие компенсации этого не возместят. Да и компенсациями не все так гладко как на бумаге.