Как выпускникам и работодателям найти друг друга?

naim.ru logo

На ком лежит ответственность за то, что вчерашние студенты не могут найти общий язык с работодателями? Исследователи института «McKinsey» пришли к выводу, что ни компании, ни выпускники ВУЗов не имеют достоверных данных о состоянии рынка труда, а кроме этого, совершенно не понимают потребностей друг друга.

В то время, пока молодежь старается найти рабочие места, бизнес не может отыскать работников, которые смогут занять даже начальные должности. При этом главной причиной работодатели считают отсутствие у вчерашних студентов навыков, необходимых для того, чтобы сразу включиться в производственный процесс.

Принято считать, что ВУЗы в таком положении дел не виноваты, ведь преподаватели за конечные результаты обучения не могут нести ответственность. Значительная доля педагогов не имеет представления о том, какой процент выпускников в конечном итоге трудоустроился по специальности.

Аналитики из «McKinsey» убеждены, что отсутствие на рынке рабочей силы достаточного количества специалистов с нужными знаниями тормозит развитие экономики. При этом качественная взаимосвязь образования и последующего трудоустройства может в считанные месяцы обеспечить эффективность любой образовательной реформы. Первым и главным шагом в данном случае должно стать создание отлаженного механизма информирования студентов и преподавательских составов ВУЗов о том, какие навыки востребованы на современном рынке труда.

Эксперт НИУ ВШЭ Тахир Базаров обращает внимание на тот факт, что участники процесса подготовки кадров имеют разные взгляды на свои задачи. ВУЗы оценивают собственную деятельность по образовательным стандартам, министерским документам, количеству прослушанных студентами курсов и т.п. Однако все это имеет минимальное отношение к реальным производственным процессам. В то же время работодателям интересно видеть у себя в штате компетентного человека. Причем, какими именно компетенциями должен обладать работник, сами компании понимают далеко не всегда.

Молодые люди также ориентированы на компетенции, ведь они могут повысить стоимость специалиста на кадровом рынке. Причем стратегия повышения капитализации у каждого своя, а потому, не имея информации, студенты очень часто допускают ошибки.

Господин Базаров поясняет, что профессиональная подготовка и образование – несколько разные вещи. В ВУЗах студенты получают лишь основу – теоретические навыки решения определенных задач. Восполнить пробел между трудоустройством и образованием, вполне вероятно, могла бы качественная профподготовка, однако у нас этот термин больше отождествляется с ПТУ.

В истории Российской Федерации разногласия между корпоративными потребностями и ВУЗовской программой возникали регулярно. В дебюте 90-х годов образовательные учреждения не успевали готовить для компаний квалифицированных специалистов в нужном количестве, а потому бизнес был вынужден растить кадры самостоятельно. К концу 90-х ВУЗы снова начали выполнять свои прямые функции, а в начале нулевых опять вошли в моду корпоративные университеты. Сегодня же маятник системы образования в очередной раз качнулся в сторону ВУЗов, только работодатели теперь все больше стремятся держать под своим контролем процесс обучения студентов.

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: