Построение карьеры

Как разговаривать с сотрудником, который намекает на повышение зарплаты

naim.ru logo

Сотрудник неожиданно заводит разговор о повышении зарплаты. Вероятно, каждый руководитель оказывался в подобной ситуации. С одной стороны, разговор этот не самый приятный, особенно если увеличение окладов не входило в Ваши планы. Но с другой стороны, совсем неплохо, что сотрудник сам завел речь о том, что получаемая им зарплата его не удовлетворяет. Это дает Вам возможность пересмотреть некоторые условия, прежде чем работник напишет заявление об уходе. Как бы Вы ни относились к сотруднику, в ответ на просьбу повысить зарплату скажите, что готовы обсудить этот вопрос. И назначьте предварительную встречу (на которой еще не будете принимать решение).

Зачем нужна предварительная встреча
 
Во время первой беседы нужно понять, почему сотрудник заговорил об увеличении зарплаты и какие доводы он может привести. Никогда нельзя быть абсолютно уверенным, что истинная причина недовольства – недостаток средств. В практике некоторых руководителей бывают случаи, когда определенный работник с завидной регулярностью просит повысить ему оклад. В итоге выясняется, что этот сотрудник просто хочет, чтобы руководитель обратил внимание на результаты его труда, а другого повода встретиться и поговорить он не может найти. Очевидно, что изменением зарплаты в такой ситуации невозможно ничего решить.
 
Выяснив, что движет сотрудником, можно взять время на обдумывание, сбор информации, а также на составление плана предстоящей беседы. Ведь, если Вы решите отклонить просьбу, нужно будет постараться не потерять специалиста. Именно поэтому мы рекомендуем Вам проводить две встречи. Вести разговор в два этапа легче и с психологической точки зрения. В первой беседе Вы выступите в роли внимательного слушателя, а в момент, когда нужно будет принять решение, предстанете рациональным менеджером. Учитывайте, что сам сотрудник на подобных встречах испытывает стресс. В таком состоянии он не готов конструктивно вести диалог, и Вам вряд ли сразу удастся убедить его в своей правоте.
 
Что подготовить к решающей встрече
 
Вам пригодятся следующие сведения.
 
1. Данные об отраслевых зарплатах и о том, сколько платят за работу, выполняемую сотрудником. Очень полезно перед встречей посмотреть в Интернете вакансии: это позволит понять, высок ли спрос на таких специалистов. Собрать информацию поручите службе по работе с персоналом. Уточните также, сколько получают коллеги сотрудника, работающие в компании на аналогичных должностях, и если их оклад больше, то с чем это связано.
 
2. Узнайте у непосредственного руководителя сотрудника, изменились ли его функции за последнее время и как он справляется с обязанностями.
 
3. Если предстоит встреча с действительно ценным сотрудником, надо также поговорить с его коллегами, узнать, как у него дела в семье, с каким настроением он приходит на работу и т. п.
 
Собрав информацию, Вы сможете принять решение. Ваша задача – честно определить стоимость труда сотрудника и платить справедливую зарплату. Если же результаты не стоят денег, которых требует сотрудник, нет смысла его удерживать, накидывая несколько процентов к окладу.
 
Как проводить заключительную встречу
 
Перед беседой надо определить, какую максимальную сумму Вы готовы платить сотруднику. Если он просит больше, Ваша задача – аргументированно объяснить, почему такое повышение зарплаты невозможно (желательно при этом не обидеть специалиста). Кроме того, скажите, когда и при каких обстоятельствах сотрудник сможет рассчитывать на удовлетворение своей просьбы. Можете придерживаться следующего сценария.
 
1. Задайте тон беседы. Прежде всего нужно настроить сотрудника на конструктивный диалог. Начать можно так: «Мы встретились, чтобы обсудить размер зарплаты и критерии, по которым мы судим о Вашей работе. Я понимаю, что наши оценки могут различаться, но призываю к конструктивной беседе, чтобы мы смогли найти приемлемое для обеих сторон решение». Часто при обсуждении вопросов оплаты труда берут верх эмоции, и от того, удастся ли Вам настроить себя и подчиненного на открытый диалог, зависит успешность встречи. Один из типичных доводов сотрудника: «Петров устроился в компанию два месяца назад на такую же, как у меня, должность, но получает больше». (Опустим вопрос, откуда сотрудник знает о размере зарплаты Петрова.) Если разговор эмоциональный, Вы, скорее всего, скажете: «Это не Ваше дело». А при конструктивном диалоге объясните, с чем это связано: «Петров получает больше, потому что его должностные обязанности дополнительно включают это, это и это».
 
2. Узнайте, сколько хотел бы получать сотрудник. Попросите работника назвать справедливый, на его взгляд, интервал (верхнюю и нижнюю границу), в который должна попадать его зарплата. Большинство людей вполне адекватно себя оценивают: задумавшись над верхней границей, они вспомнят все свои недочеты и слабости и будут морально готовы получать меньше, чем мечтали. А нижний предел, как правило, вполне реалистичен.
 
3. Обсудите, по каким критериям Вы определяете размер зарплаты. Критерии можно разделить на зависящие от самого сотрудника и зависящие от внешних обстоятельств. Причем первые, скорее всего, будет удобнее использовать Вам, а вторые – сотруднику. Так, к первой группе относятся профессиональный уровень специалиста, результаты, которых он добился, качество работы. Давая оценку труду подчиненного по этим показателям, не ограничивайтесь общими фразами («качество Вашей работы было ниже моих ожиданий»), всегда приводите конкретные примеры.
 
Ко второй группе критериев относится, например, инфляция. Работник может сказать, что за последний год его покупательная способность снизилась (варианты: подорожал бензин, увеличилась стоимость проезда). Ответьте, например, так: «Чтобы оставаться конкурентоспособной, компания ориентируется не на инфляцию, а на рынок. Если отрасль развивается, индексируется и зарплата сотрудников нашей компании, а если отрасль стагнирует, то никакой индексации, к сожалению, быть не может».
 
4. Подводите итог беседы. В заключительной части беседы нужно сообщить о своем решении: будете ли Вы увеличивать зарплату сотруднику. Вот три наиболее типичных варианта завершения разговора.
 
• Вы согласились, что ожидания сотрудника вполне обоснованны. В этом случае надо не только сказать о повышении зарплаты, но и запланировать регулярные встречи (раз в год) для обсуждения результатов работы подчиненного и размера его вознаграждения.
 
• Вы понимаете, что сейчас ожидания сотрудника нереалистичны, но он способен повысить квалификацию и выполнять работу так, чтобы получать больше. Если Вы заинтересованы в более высоких результатах, подробно обговорите с сотрудником, как ему достичь желаемой цели (какое обучение необходимо, какие навыки надо развивать, в выполнении каких заданий участвовать).
 
• Вы сделали вывод, что ожидания сотрудника не соответствуют результатам его труда. Тогда еще раз кратко и внятно перечислите аргументы, подтверждающие справедливость Вашей оценки.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: