Построение карьеры

Как увеличить креативную составляющую труда?

naim.ru logo
В нашем мире «быстрых реакций» повсеместно практикуется такой рабочий стиль, который практически не допускает каких-либо творческих проявлений. В этом убежден известный немецкий ученый Эрнст Пёппель, заведующий кафедрой психологии при Мюнхенском университете. Профессор считает, что креативную энергию следует высвобождать, и именно поэтому рекомендует немецким работодателям ввести на своих предприятиях обязательный «час творчества». Пёппель уверен, что сегодня лишь незначительная часть офисов Германии могут обеспечить своим компаниям продуктивную и по-настоящему эффективную работу.
 
Журналисты издания «Deutsche Welle» захотели подробнее узнать о прогрессивных методах организации труда господина Пёппеля, однако связаться с ученым было совсем не просто. Он удалился от мира для того, чтобы в тихой уютной атмосфере заняться написанием своей следующей книги. Человек, изучающий взаимосвязь рабочей обстановки и деятельности сознания, как и следовало ожидать, уединился в достаточно живописном месте. В беседе с гостями ученый выразил уверенность, что реальность, окружающая человека, должна направлять его мышление в сторону новых идей, образовывая в пространстве ассоциативные связи. Именно поэтому Пёппель считает, что рационально обустроенное рабочее место имеет большое влияние на креативную составляющую труда. По его мнению, кабинет каждого офисного работника обязательно должен иметь окно, дабы сотрудник находился в постоянной связи с природой.
 
В кабинете профессора есть несколько картин и каждая из них имеет отдельное предназначение:
 
«Вот это произведение, подарено мне коллегой из Венгрии, а чуть дальше висит портрет моего преподавателя, который умер несколько лет назад. Каждая из этих картин является частичкой моего жизненного пути. Мой кабинет – это не просто очередной «объект» в большом административном здании, а личность, имеющая историю. Я считают, что постоянство является залогом креативного мышления. Вот, например, завтра я приду сюда снова, посмотрю на все эти картины и начну новый рабочий день».
 
Немецкий ученый считает, что рабочие места почти в каждом европейском офисе не оказывают положительного влияния на генерацию идей:
 
«Любой начальник должен создавать все условия для того, чтобы профессиональные качества его сотрудников раскрывались день ото дня и демонстрировали свое многообразие. А тот работник, который постоянно «путешествует» по кабинетам административного здания, теряет собственную личность. Отдаление от старого рабочего места противоречит всей сущности человека, ведь каждый из нас некомфортно чувствует себя в неопределенности, поскольку мы не геометрические фигуры и требуем личного пространства».
 
Если бы баварский мыслитель мог дать всем немецким работникам красную пилюлю, подобно герою известной кино-трилогии «Матрица», он сделал бы это без малейшей тени сомнения. Но пока Пёппель может предложить единственно правильное решение, которое заключается в борьбе с «коммуникативным террором». Суть данного явления профессор описывает следующим образом:
 
«Существует два типа труда: работник может сам производить текучку или же реагировать на нее. Современные средства связи постепенно загоняют человека в коммуникативную ловушку. Вечером, вернувшись домой, мы уже не можем вспомнить, что делали в течение рабочего дня».
 
Чтобы настроить себя на генерацию новых идей, следует использовать «час творчества». Для этого ровно в десять часов мы должны уединяться в собственном кабинете, отключив мобильные телефоны и компьютеры. Господин Пёппель уверен, что такая практика могла бы улучшить мир. Он считает, что данное упражнение позволит человеку на время оторваться от окружающей действительности и сконцентрироваться исключительно на своих продуктивных мыслях:
 
«Никита Подвягин, мой хороший приятель из Санкт-Петербурга идет на охоту в лес, и именно там, отдалившись от мира, начинает размышлять над научными проблемами. Сам же я вынужден был покинуть свой старый кабинет и перебраться в Альпы, поскольку здесь мне ничто не мешает работать над книгой, а на своем прежнем месте я постоянно отвлекался на общение с другими людьми».
 
Некоторое время назад Пёппель вместе с другими учеными проводил серию опытов над человеческой памятью. Тогда исследователи предлагали волонтерам каждый день совершать получасовые мысленные перемещения в прошлое. Испытуемые вспоминали какие-то события, которые имели место в их жизни десять или пятнадцать лет назад. Такой отход от реальности настоящего позволил участникам эксперимента добиться невероятных результатов.
 
Креативные идеи приходят к человеку тогда, когда он пытается заново расставить по местам всю накопленную к определенному моменту времени информацию. Благодаря воспоминаниям, мы снова переживаем те жизненные истории, которые случились несколько лет назад и тем самым подготавливаем почву для появления креативных мыслей. Впрочем, Эрнст Пёппель уверен, что творческая энергия требует осторожного обращения:
 
«Дело в том, что я сам являюсь работодателем, и поэтому знаю, насколько сильно могут мешать трудовому процессу идеи, которые постоянно рождаются в голове персонала. Здесь, как и везде, должен быть баланс, однако обычно он нарушается в иную сторону, когда креативная энергия работников не может найти выхода».
 
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: