Вы можете временно вернуться на прежнюю версию сайта здесь.

Поиск работы и сотрудников в ритейле

Компаниям: +7 (495) 660–28–84  Контакты

Вход и регистрация

Личностные качества руководителя как условие эффективного менеджмента персонала

Руководители с помощью методов управления влияют на процесс достижения поставленных перед организацией целей на всех его этапах - планирования, организации, мотивации и контроля. Условно управление можно разделить на две взаимосвязанные части: управление деятельностью и управление людьми. Поскольку центральным фактором любой модели управления являются люди, то в ней можно выделить три аспекта:

- поведение отдельных людей;
- поведение людей в группах;
- поведение руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Управление деятельностью охватывает ее планирование, постановку производственных задач, систему учета произведенной продукции, контроль за выполнением задач, мотивацию. Управление людьми связано с обеспечением сотрудничества между всеми членами организации, кадровой политикой, обучением, информированием, мотивацией сотрудников. С точки зрения деятельности организации управление людьми означает стремление достичь максимальных результатов в их работе. Вместе с тем целью управления персоналом является достижение людьми их целей, в первую очередь тех, которые отвечают интересам организации.

Управление осуществляется благодаря использованию различных методов, т.е. совокупности способов (приемов) целенаправленного влияния руководителя на работников и группы для координации их действий. Среди методов управления выделяют административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и воспитательные.

Действия руководителя определяются тем, как он понимает свои функции и задачи, лежащие в основе его решений. Руководителю приходится выполнять различные роли и, соответственно, функции. По мнению Г. Минцберга, роль относительно управленческой деятельности - это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Этот автор выделил десять управленческих ролей, которые реализуются в сферах принятия решений, информационного обмена и межличностных отношений. Определяющая роль руководителя следует из того, что он наделен полномочиями принимать решения и координировать деятельность персонала.

В деятельности руководителя тесно переплетаются функции администратора, организатора, специалиста, информационного центра, воспитателя.

В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения функционирования организации, разрабатывая и реализуя политику менеджмента персонала (комплектования штатов, подбор, обучение, расстановка и перемещения кадров).

Выполняя функцию организатора, руководитель создает условия для эффективного труда, скоординированных действий работников, занятых управлением и производством. Для этого руководитель должен четко понимать цели деятельности, уметь определять существенные в данном периоде задачи, оценить предпосылки, ресурсы и методы их решения.

Как специалист руководитель должен быть профессионально хорошо подготовленным, обладать знаниями и опытом в конкретной сфере деятельности, поскольку функциями его является грамотная постановка задач, компетентный анализ и эффективный контроль за их выполнением.

Функция руководителя как потребителя, генератора и передатчика информации основывается на его широких коммуникативных связях с внешней и внутренней средой. Благодаря этим связям он принимает информацию от ее распространителей, экспертов и подчиненных, и сам является источником информации для внешних организаций и собственного персонала.

Воспитательная функция руководителя является особенно важной, поскольку она связана с руководством людьми и направлена на развитие трудового потенциала каждой личности и коллектива в целом. Для этого важно, чтобы руководитель умел влиять на подчиненных по возможности не силой приказа, а убеждением, а также чтобы принимаемые им решения о результатах деятельности предусматривали воспитательные последствия.

Инструментами воспитания являются позитивные результаты деятельности организации, если они справедливо связываются с оценкой трудового вклада каждого работника, способствуют росту его материального благосостояния и самоутверждению в коллективе. Все большее значение приобретают умения руководителя создавать такую моральную атмосферу, которая стимулировала бы эффективную деятельность и блокировала нежелательные процессы, в частности такие, которые обусловливают конфликты.

В отношениях руководителя с работниками решающее значение имеет его авторитет. Авторитет руководителя - это общепризнанное неформальное влияние его на подчиненных, базирующееся на знаниях, нравственных качествах, опыте; это форма осуществления власти. Источниками авторитета руководителя является должностной статус и завоеванный престиж. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования организации.

Должностной авторитет определяется системой субординации в структурах управления, предоставленными полномочиями по принятию управленческих решений и выполнение их подчиненными, в частности и с применением методов принуждения. Он является правовой предпосылкой утверждения авторитета руководителя.
 
Реальным условием создания авторитета является правильный стиль общения с подчиненными и коллегами, который вызывает доброжелательную реакцию подчиненных на атрибуты социального статуса: необходимость выполнения функциональных обязанностей находит понимание, методы деятельности - одобрение, а личностные качества - уважение. В этом случае можно говорить, что руководитель является одновременно лидером коллектива, либо формальным лидером.

Лидер - это человек, способный влиять на отдельных людей или группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Руководитель-лидер пользуется служебным и личным авторитетом. Для этого он должен обладать высокоразвитыми деловыми и личностными качествами, способностью к общению и установлению контактов с персоналом.

Характерные черты деятельности эффективного руководителя следующие:

- формулировка принципов деятельности для своих подчиненных и для всей организации;
 
- делегирование значительной части ответственности другим;
 
- учет требований конкретной ситуации;
 
- предоставление подчиненным возможности для самовыражения;
 
- поощрение подчиненных к постановке перед собой высоких целей;
 
- рациональное использование рабочего времени;
 
- стремление к самосовершенствованию;
 
- использование конструктивной критики относительно деятельности организации;
 
- разумный риск и ответственность.
 
Результативность деятельности руководителя зависит от таких факторов, как личностные качества, опыт работы на руководящей должности, образование в области управления и желание работать руководителем. Для достижения успехов в управлении персоналом руководителю нужны соответствующие способности - как врожденные, так и приобретенные. Обязательными способностями являются:
 
- технические - способность профессионально, квалифицированно выполнять свои обязанности;
 
- аналитические - способность идентифицировать ключевые факторы ситуации, взаимодействие и определять те, которые заслуживают наибольшего внимания;
 
- диагностические - способность определять проблемы организации и причины их возникновения;

- концептуальные - способность осознавать причинно-наследственные связи, возможность координации деятельности для достижения поставленных целей наиболее эффективными способами;
 
- коммуникативные - способность воспринимать и оценивать людей, входить с ними в контакт, воздействовать на них и привлекать к себе.
 
Существует много классификаций качеств, необходимых руководителю. Приведем одну из них, которая учитывает семь групп качеств:
 
- морально-этические (личная ответственность за порученное дело, честность и добросовестность, внимательное отношение к людям, принципиальность, умение воспринимать критику и быть самокритичным);
 
- дисциплина и отношение к труду (трудолюбие, дисциплинированность);
 
- уровень знаний (образование, компетентность, эрудиция);
 
- организационные способности (деловитость, инициативность, умение работать с подчиненными, четко и ясно излагать мысли, создавать команду, целеустремленность);
 
- обеспечение эффективной системы управления (умение своевременно принимать решения, обеспечивать контроль за их выполнением; умение быстро ориентироваться в ситуации и предотвращать возникновение конфликтов);
 
- черты характера (уравновешенность, настойчивость, коммуникабельность, порядочность, скромность;
 
- другие качества (здоровье, стаж работы, внешний имидж).

Поскольку управление персоналом основывается на взаимоотношениях (формальных и неформальных) руководителя-лидера с подчиненными, то особенно высокие требования предъявляются к его психологических качествам. Такими качествами являются:
 
- аттракция - способность привлекать к себе людей благодаря формированию у них в процессе общения положительных эмоций;
 
- честность, порядочность, правдивость, высокая требовательность к себе и подчиненным, ответственность;
 
- справедливость, доброжелательность и уважение в отношениях с подчиненными, способность создавать в коллективе благоприятную атмосферу;
 
- знание человеческой психологии и индивидуально-личностных свойств подчиненных, методов эффективного воздействия на них;
 
- эмпатия (сопереживание) - умение поставить себя на место другого человека, вникнуть в его проблемы, потребности, интересы, мотивы деятельности;
 
- толерантность - умение в любых условиях оставаться выдержанным, терпеливым, вежливым относительно высказываний мнений другими, рассудительным и не терять способности принимать разумные решения;
 
- решительность, настойчивость, способность к волевым действиям;
 
- умение мыслить проблемно и перспективно, отличать реальные факты от субъективных мнений;
 
- высокий уровень эмоционально-волевой сферы, психологическая устойчивость и уравновешенность;
 
- умение влиять на людей, убеждать их и добиваться взаимопонимания.

Центральным моментом творческого управления персоналом, исходя из психологических аспектов управления, является способность руководителя положительно влиять на работников. Это означает, что его влияние является обоснованным, а подчиненные с пониманием выполняют распоряжения.
 
Методами психологического воздействия на подчиненных являются внушение (уговоры) и убеждения.

Внушение (суггестия) - особый вид целенаправленного, неаргументированного воздействия на человека, когда информация ним воспринимается некритично и согласие достигается благодаря готовым выводам.

В отличие от внушения, убеждение как метод психологического воздействия на подчиненных направлено на формирование у них взглядов и нравственных критериев по выполнению своих обязанностей. Оно основывается на использовании руководителем логических доказательств для формирования у подчиненных соответствующих выводов и согласия действовать адекватно по отношению актуальных задач и потребностей деятельности.

Основными способами убеждения являются информирование, разъяснение и аргументация, в результате чего достигается понимание ценности целей и реальности их достижения. Важными психологическими предпосылками эффективного убеждения подчиненных является предоставление им возможности высказывать свои мысли, участвовать в обсуждении проблемы. Руководитель при этом не должен давить на подчиненных и руководствоваться в психологическом воздействии на них принципами целесообразности, научности, этичности.