Метод кнута и пряника или только кнут?

naim.ru logo

Стимулирование работы персонала с помощью негативной мотивации: что в неё может быть включено? Во-первых, это – угроза наказания за некачественную работу, угроза увольнения:
- При применении негативной мотивации основными стимуляторами активности являются предвидение неприятностей на работе и стремление их избежать, то есть страх. Именно он вызывает повышение эффективности труда, - напоминает Иван Титов, старший партнер кадрового агентства «Арива-HR».
Так неужели приелись те самые пресловутые пряники? Давайте рассмотрим несколько внутренних мотиваций. К самым распространенным относится: оборудование рабочих мест (холодильники, СВЧ-печи, чайники), медицинское страхование и бесплатное обследование каждые полгода, путевки в детские оздоровительные лагеря и в санатории, билеты в театр, новогодние подарки и другие приятные мелочи на праздники, бесплатный проезд, бесплатная мобильная связь. И это все, кроме заработной платы!
- Как это ни прискорбно, принцип «Доброе слово и кошке приятно» в случае вездесущего «офисного планктона» не работает, - комментирует эксперт «Арива-HR». - Похвалы или материальное поощрение через некоторый (порой очень короткий) промежуток времени начинают восприниматься сотрудниками как нечто само собой разумеющееся. Принцип мышления большинства работников не позволяет им длительно сохранять чувство признательности за справедливую оценку их вклада в общее дело, которое, по сути, и является двигателем волны повышения эффективности работы в случае с позитивной мотивацией.
Именно так и появляется «непуганный планктон», для которого главная мотивация – наказание, а страх является её главной движущей силой. Его можно разделить на несколько типов:
- инструментальный (работают исключительно за деньги),
-избегающий (работают потому, что вынуждены).
- Для сотрудников, подобных упомянутым выше, полезнее осознать возможность получить стресс при публичном или индивидуальном акте порицания, в случае каких-либо упущений в работе, либо лишиться части ежемесячного (ежеквартального, ежегодного) заработка из-за серьезных нарушений или халатного отношения к своим обязанностям, - считает Иван Титов.
Какое наказание будет наиболее приемлемо для таких сотрудников?
- К ним можно отнести как меры, касающиеся снижения уровня материальной компенсации, так и чисто психологические, - подчеркивает эксперт.
1. Увольнение будет крайней мерой.
2. Лишение всей премии или её части, хотя не только «непуганный планктон» работает за деньги.
3. Разговор «по душам» с директором (если не помогает, нужно применить разнос на публике).
4. Потеря карьерного рост
а.
5. Дисциплинарное взыскание (например, написание объяснительной записки).
Необходимо помнить о том, что к некоторым категориям работников (например, в сфере творческих профессий) наказание может быть исключительно символическим. Тех, у кого есть свобода выбора профессии, свобода пространства и передвижения, вначале нужно предупредить об ответственности за некачественную работу. И самое важное: санкции за плохую работу должны быть приведены в действие немедленно – иначе негативная мотивация потеряет свой воспитывающий момент.
Всем руководителям необходимо знать золотое правило мотивирования: сотрудников нельзя ни переоценивать, ни недооценивать, нельзя их ввергать в отчаяние, чаще «угощать пряниками, но не забывать о кнуте».

 

naim.ru logo
Оценка:
4.5

Читайте также:

Обсуждение:

rjynfrn

По-моему, начальство часто переоценивает величину вознаграждений, лучше бы зарплату прибавляли, а не делали из себя благодетелей. А метод введения штрафов для мотивации, мне кажется, лучше не использовать. Люди разбегутся.

valera

Не разбегуться. Естественно, для этого необходима хорошая заработная плата. Не имеет смысла штрафовать работника, если зарплату уже три месяца задерживают. :( Меры воздействия необходимо применять постоянно. Пряник должен быть единичным, разоввм и точечным поощрением. Понаблюдайте за дресировщиком в цирке - люди недалеко ушли от зверей. :(

Jason

Мне кажется, что лишь одним кнутом многих сотрудников вряд ли получится удержать, премии на мой взгляд куда лучше :) но иногда наверное и кнут нужен.

Сергей

Так не зря же метод придумали именно с таким названием. Одну часть убери и люди, либо разбегутся, либо перестанут работать.

Сергей

Только кнут мы уже проходили, когда рабство было и крепостное право на Руси. К чему это все приводило, все прекрасно помнят. Сейчас ничего не изменилось. На кнут ответят соответственно.

Сергей

Модно выпячивать крайности. То только положительные стимулы, то палка-погонялка. А как же золотая середина?

switlana80

Да, было бы неплохо, если бы начальство действительно нашло вот эту золотую середину, тогда ведь в коллективе и работать намного легче.

Тихон

По моему мнению, тот факт, что менеджеры компании после определённого времени работы со своим офисным коллективом вдруг обнаруживают, что тот или иной работник этого коллектива стал работать хуже (в том или ином отношении), не обеспечивает прежних результатов, начинает нарушать дисциплину и т.д. отнюдь не означает, что на этого работника тотчас надо оказывать те или иные меры воздействия – стимулирующего или, наоборот, наказывающего характера. Это, скорее, означает, что, во-первых, плохо сработала приёмная комиссия, допустившая приём на работу этого работника и, во-вторых, то, что в коллективе не проводится должная воспитательная работа с кадрами. Подобная воспитательная работа – отнюдь не прихоть и не фантазия досужих психологов. Она действительно должна проводится, а смысл её в том, чтобы выявлять проблемы, возникающие у каждого работника в самом начале их развития и устранять их. Однако, печальная правда современного рынка труда состоит в том, что работа эта просто-напросто не проводится в большинстве фирм и компаний во всём мире... Вот вам и ответ на вопрос: «А что лучше – кнут или пряник?» Лучше – планомерная результативная работа без встрясок, ошибок и перекосов. Вот что лучше, друзья мои!

Petr

Нужно чередовать наказание с наградами (если и то, и другое заслужено).

switlana80

Понятно, что если человек действительно пренебрегает своими обязанностями, то он все же должен понести наказание.

rjynfrn

По-моему, на работу приходят взрослые люди и если человек систематически пренебрегает обязанностями, его проще уволить, чем пытаться заставить работать.

Tanya

А по-моему с нашими людьми по другому нельзя, только заставлять работать, ленивые мы все.

Savina

Если использовать лишь один метод наказаний, при этом полностью избегая поощрений, то это приведет только к падению продуктивности работы персонала, да и текучка кадров не заставит себя долго ждать. Нужно уметь должным образом мотивировать сотрудников.

Милана

Поощрение и хорошее отношение начальства к подчиненным очень быстро начинает восприниматься как само собой разумеющееся и перестает быть мотивацией. Хочется еще больше. Лучше сразу устанавливать жесткую дисциплину, чтобы нерадивые работники отсеивались.

Cloud

Мне кажется, что все-же лучше совмещать два этих способа, ведь иногда нужно надавить чтобы заставить работать, а после чего уже и премировать :) .