Построение карьеры

Нужно ли делиться чаевыми?

naim.ru logo
Оклады подавляющего большинства российских официантов не отличаются высокими размерами. Многим известно, что главный заработок тружеников общепита – это чаевые. Конечно же, эти деньги являются неофициальным доходом, поэтому наши соотечественники не смогут взыскать свои чаевые через суд, как недавно это сделали их бостонские коллеги.
 
Служители Фемиды города Бостона несколько недель назад помогли местным официантам, работающим в компании «Starbucks», получить свои чаевые, которые незаконно оказались в карманах начальников смен. Истцы были недовольны тем, что работодатель нарушает предусмотренный законом порядок начисления чаевых. Первое заседание по данному делу состоялось еще три года назад, но судебный процесс оказался настолько сложным и противоречивым, что закончился лишь в этом году. В ходе длительного разбирательства компания «Starbucks» намеревалась доказать, что люди, присвоившие себе чужие деньги, на самом деле, являются обычными сотрудниками, а не менеджерами. Тем не менее, судьи были неумолимы в своем стремлении засудить работодателя, настаивая на том, что люди, которые наделены полномочиями управленцев, никак не могут быть официантами. В конечном итоге истцы выиграли дело.
 
Граждане Америки каждый год сдают в налоговые органы декларации, в которых указывают свои доходы. Чаевые здесь, так же как и другие виды заработка, подлежат налогообложению. А вот в Российской Федерации дела обстоят немного иначе: деньги, получаемые официантами непосредственно от посетителей, не проходят через кассовый учет. Именно поэтому в наших судах разбирательства, подобные вышеописанному, попросту невозможны. Вот что говорит об этом Елена Перепелица, генеральный директор компании «RestCon», оказывающей консалтинговые услуги по вопросам ресторанного бизнеса.
 
«В России чаевые являются одной из ключевых статей дохода тружеников общепита. При этом деньги получают исключительно официанты, а не бармены. В нашей стране барные стойки неконтактные, и гости заведения напрямую не взаимодействуют с бариста. Обычно всё необходимое им приносят официанты, которые в конечном итоге и получают вознаграждение. Средняя сумма чаевых с одного заказа составляет почти двести рублей».
 
Отечественные официанты не могут похвастаться большими доходами. Из тех 15-20 тысяч рублей, которые они ежемесячно получают, основная часть – это чаевые. По словам экспертов, в день работники ресторанов могут зарабатывать таким образом до тысячи рублей.
 
Законодательство порядок учета чаевых в налоговых органах не предусматривает, и именно поэтому рестораны нередко испытывают серьезные проблемы в тех случаях, когда посетители имеют желание расплатиться за услуги посредством пластиковых карт. Например, гость заведения говорит: «Пожалуйста, возьмите чаевые с карточки». Но никто не может сообразить, каким образом можно провести указанную клиентом сумму через ресторанную кассу, ведь статьи, позволяющей это сделать, попросту не существует.
 
Мария Вуль, бариста одной из столичных кофеен вспоминает, что когда-то давно получала за свою работу чаевые, размер которых был ничтожно мал. Тем не менее, девушку заставляли делиться повара и кондитеры, которые трудились вместе с ней в одной смене:
 
«После того, как чаевые, полученные мной, распределялись между всеми работниками заведения, мне практически ничего не доставалось. Клиенты клали деньги возле кассы, затем их брал менеджер и поровну делил между всем персоналом».
 
Елена Перепелица утверждает, что в отечественном общепите существует две методики распределения чаевых. Согласно первой, официант забирает себе семьдесят процентов денег, полученных от посетителей, а остальную сумму отдает барменам и поварам. В странах Западной Европы и Америки люди частенько сидят возле барных стоек, однако у нас такой вариант поведения не прижился, и поэтому бармены в некоторых заведениях зарабатывают значительно меньше официантов. По наблюдениям госпожи Перепелицы, работники, стоящие за барными стойками, через какое-то время начинают обворовывать своих работодателей, многие из которых во избежание краж распоряжаются делить полученные доходы между всеми членами рабочего коллектива. В трудовых соглашениях такие правила, конечно же, не прописаны, однако негласно им подчиняется весь персонал.
 
Вторая методика очень похожа на ту, по которой работали коллеги Марии Вуль. Чаевые, заработанные официантами, складываются в специальное место, а по окончании смены разделяются в равных долях между всем персоналом. В некоторых заведениях какая-то часть может отдаваться администраторам – все это зависит от порядков, установленных руководством. Менеджеры могут лишь контролировать распределение средств, но сами на деньги не претендуют, поскольку клиентов не обслуживают. В официальных документах эти суммы, конечно же, не значатся.
 
Выгнать официанта на улицу из-за того, что он не отдал чаевые, теоретически нельзя, но в отечественном ресторанном бизнесе очень часто случаются и невозможные вещи. Особенно это касается маленьких ресторанчиков. По словам юристов, труженики российского общепита вряд ли когда-нибудь будут одерживать победы в делах, подобных бостонскому, однако иски за незаконное увольнение из ресторанов сограждане уже выигрывали неоднократно.
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: