Построение карьеры

Нужно ли искать виноватого?

naim.ru logo
Практикант забыл отправить счет одному из клиентов, разработчики до сих пор не могут выбрать оптимальное решение, переговоры с состоятельным заказчиком не идут по плану…Что нужно делать в таких ситуациях, когда на нашем пути появляются трудности? Обычно мы хотим понять их истинные причины и, в конце концов, найти виноватого.
 
Однако существуют и другие варианты решения проблем. Один из них – коучинг. В процессе его проведения тренер задает сотруднику наводящие вопросы, и помогает человеку найти пути выхода из ситуации самостоятельно. Коучинг можно применять не только в профессиональной деятельности, но и в жизни в целом. Один из самых эффективных методов – коучинг, имеющий в своей основе решения.
 
Не обвинять, а искать пути к выходу
 
Когда что-то не получается, обычно мы задаем вопрос работнику: «Какова причина? Почему то, что было запланировано, не сделано? Кто виноват в произошедшем?». Затем следуют бессмысленные разборки, которые не продвигают нас к цели ни на шаг. Решить проблему при помощи деструктивных чувств, к которым относятся агрессия, злость, обида, не удается. Совершенно другую пользу несет анализ. Например, мы задаем вопросы: «Что уже было предпринято для того, чтобы исправить ситуацию?»; «Сможешь ли ты справиться самостоятельно?» и т.п.
 
Правильно заданные вопросы
 
Следует задавать вопросы «что?» и «как?», а не «почему?». Первые два варианта акцентируют внимание работника на будущих свершениях, а последний – заставляет ощущать чувство вины.
 
Использование шкалы
 
Коучинг, в основании которого лежат решения, нередко предполагает использование шкалы ответов. К примеру, мы говорим человеку: «Какую бы ты поставил оценку текущему состоянию дел по шкале от 1 до 10? А какие действия следует предпринять, чтобы продвинуться на три балла вперед? Какие преграды стоят на пути к заветной десятке?».
 
Фокусирование внимания на имеющемся
 
Очень часто обсуждение нерешенных задач сталкивается с проблемой нехватки ресурсов: недостаточно денег, идей, рабочей силы или времени. Однако каждый должен понимать, что потребности никогда не бывают ограниченными, в отличие от ресурсов. Именно поэтому концентрировать свое внимание необходимо лишь на тех аспектах задачи, на которые работник или компания могут повлиять.
 
 Посмотри, как этого добились другие
 
Не будет лишним учесть опыт сослуживцев: «Кто в нашей компании самый лучший менеджер? Это Стив. А ты помнишь, как он тогда справился со своими проблемами?»; «Знаешь, как Катя подписала тот контракт? Что сделала она для того, чтобы добиться своей цели? Кто ей в этом помог?».
 
Использование образов героев
 
Можно завести с сотрудником очень занимательную беседу, спросив, что бы сделал на его месте какой-нибудь известный и авторитетный персонаж: «Кто из известных личностей является твоим вдохновителем. Стив Джобс? А скажи, какие действия он мог бы предпринять, окажись в твоей ситуации»; «Думаешь, какие пути выхода искал бы в твоем случае управляющие партнер нашей компании?»; «Как считаешь, наши ребята смогли бы справиться с этой проблемой? Настя? Аня? Дима? Сережа? Что предпринял бы каждый из них прежде всего?».
naim.ru logo
Оценка:
4.5

Обсуждение: